![]() |
внутреннего сгорания |
![]() |
||
|
||||
Главная |
Кривошипная головка шатунов
Отмеченные недостатки кривошипных головок с прямым разъемом (рис. 121, а) привели к широкому распространению головок с косым разъемом, у которых плоскость стыков располагается под определенным наклоном к оси стержня (рис. 121, б). Совершенствование формы головки достигается в ряде выполненных конструкций путем симметричного перераспределения радиальных толщин несущего контура с переходом к крышке с нарастающей высотой ее сечений при приближении к зоне нижних шатунных болтов. Несмотря на дополнительные технологические трудности изготовления и сборки, более симметричная в целом (относительно общей оси шатуна) форма головки больше соответствует оптимальному варианту шатунов рядного типа. При такой конструкции головки снижается масса и обеспечиваются достаточные прочность и жесткость, повышается надежность шатунных подшипников в условиях длительной работы. Согласно выполненным расчетам, оптимальные значения угла ф наклона плоскости разъема к оси стержня шатуна находятся в пределах 42-50°. В связи с появлением в косом разъеме под действием нагрузок значительных переменных сил сдвига стыковые поверхности в головках такого типа выполняют профильными, так как в них образуются несущие замкнутые элементы для упругого сопротивления поперечным усилиям. В шатунах существующих конструкций применяют следующие соединения профильных стыков (рис. 122): зубчатое (шлицевое) в виде системы треугольных шлицев с заданной плотностью прилегания (рис. 122,а); однозубое типа зуба пилы с несимметричным согласованным профилем и силовым замыканием (рис. 122,6); замковое в виде чередующихся прямоугольных выступов и впадин шпоночного типа с замыканием за счет начальной посадки в замке и сил трения от затяжки (рис. 122, в). В шатунах современных конструкций наиболее часто используют соединения двух первых видов, обладающие повышенной несущей способностью и самозамыканием по сдвигу при повторных разборках, достигаемыми затяжкой болтового соединения. В целях исключения поломок в зонах глухих резьбовых гнезд для ввертывания шатунных болтов предъявляют высокие требования к геометрии резьбы, плавности перехода боковой поверхности и дна отверстия, шероховатости и контролю качества материала. Конструкция шатунных болтов из-за особой важности болтовых соединений должна отвечать в первую очередь требованиям прочности и высокой надежности при длительной работе. В двигателях применяют шатунные болты различных типов Для возможности извлечения шатуна через цилиндр и одновременно получения улучшенной формы несущего контура таких головок в болтовых соединениях часто не применяют гайки, а шатунные болты ввертываются непосредственно в тело шатуна. Недостатком конструкций с косым разъемом является отсутствие симметрии и в ряде случаев большая трудоемкость обработки головки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
||
|
Разработано специально для liciss.ru, все права защищены. Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник. |