Двигатели
внутреннего сгорания

 
         

 

Главная
Основы конструирования
Расчеты
Силы и моменты
Поршневая группа
Шатуны и штоки
Коленчатые валы
Подшипники
Система газораспределения
Корпусные детали
Анализ конструкции
Устройство и
принцип действия

КШМ
ГРМ
Система смазки
Система охлаждения
Система питания
Система зажигания
Пуск двигателей
Увеличение мощности
Разное

ЗОЛОТНИКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

По характеру движения золотников, перекрывающих (уплотняющих) впускные и выпускные окна (отверстия) цилиндров, различают механизмы с возвратно-поступательным и вращательным движением золотников.
Золотники, совершающие возвратно-поступательное движение, изготовляют в виде одинарных или сдвоенных цилиндровых гильз, приводимых в действие от кривошипов или эксцентриков распределительного вала с помощью шатунов или иной шарнирной связи. Такие сложные и громоздкие устройства теперь не применяют.
Вращающиеся золотники изготовляют плоскими, конусными и цилиндрическими (рис. 3.5, а, б, в). Размещают их в головке цилиндра, а вращательное движение сообщают через шестерни от вала привода, кинематически связанного с коленчатым валом двигателя. Вращаясь, они в" определенной последовательности открывают и закрывают впускное и выпускное окна цилиндра, обеспечивая своевременный впуск в него свежего заряда и выпуск в атмосферу отработавших газов.
Для плоских и конических золотников характерно то, чт<э ось вращения их параллельна оси цилиндра, поэтому в двигателях с несколькими цилиндрами они всегда обособлены друг от друга и
имеют каждый свою пару шестерен привода. Золотники цилиндрической формы можно изготовлять в виде общего вала с обособленными лишь каналами для каждого цилиндра, что более конструктивно. Механизмы с вращающимися золотниками работают бесшумно и обеспечивают хорошее наполнение цилиндров двигателя* на любых повышенных скоростных режимах. Но при этом возникают трудности в организации охлаждения и смазки самих золотников, что вызывает их перегрев, а также обусловливает необходимость сравнительно больших тепловых зазоров между поверхностями золотника и его корпуса, нарушающих герметизацию цилиндра. Кроме того, золотниковые механизмы дороги в производстве и ремонте, а привод их усложняет конструкцию двигателя и увеличивает его габарит. По указанным причинам чисто золотниковые механизмы газораспределения не получили распространения на рассматриваемых двигателях. Однако в несколько своеобразной форме их широко применяют в двигателях, работающих по двухтактному циклу (мотоциклетные и пусковые . 'двигатели дизелей, различные "стационарные и двигатели со свободно движущимися поршнями). Роль золотника выполняет в них поршень, который своими кромками открывает или закрывает выпускные, продувочные и впускные окна (см. § 1.6), -
Схема мотоциклетного двигателя, изображенная на рис. 3.5, г, может служить примером использования принципа золотникового газораспределения при осуществлении ^двухтактного рабочего цикла. Горючая смесь лерез впускное окно 10 поступает в кривошипную камеру 1 под действием разрежения, которое создается дви-жениём поршня 7 к в. м. т. В результате воспламенения ранее поступившей в цилиндр смеси от свечи зажигания 8, расширения газов и последующего перемещения поршня от в. м. т. к н. м. т., как только кромка его юбки перекроет впускное окно 10, начинается сжатие горючей смеси в кривошипной камере. Процесс сж-атия продолжается до тех пор, пока кромка днища поршня 7 не откроет продувочное окно 6, через которое надпоршневая полость цилиндра соединена с кривошипной камерой. С этого момента горючая смесь под действием небольшого избыточного давления по перепускному каналу 5 вновь начинает поступать в цилиндр двигателя и через выпускное окно 9 вытесняет из него отработавшие газы. Продувка и выпуск продолжаются до перекрытия поршнем окна 6, а затем и окна 9 при движении поршня в сторону в. м. т. Так осуществляется кривошипно-камерная продувка. Уплотнение камеры 1 в местах выхода вала 2 обеспечивают с помощью самоподжимных сальников 3, вмонтированных в крышки 4.
В двухтактных двигателях, поршни которых одновременно выполняют роль золотника, перекрывающего (уплотняющего) вы-
пускные и впускные окна цилиндра, возможны две схемы организации потока газа в надпоршневой полости. Если поток движется от продувочного окна 6 (рис. 3.5, г) по контуру надпоршневой полости к выпускному окну 9, тоже расположенному в нижней зоне цилиндра, ко с противоположной его стороны, то схема продувки называется поперечно-контурной. А в случаях, когда продувочные и выпускные окна расположены на одной стороне нижней зоны цилиндра одно над другим (рис. 3.5, д) поток входит в продувочное окно, лежащее ниже выпускного, описывает петлю по контуру надпоршневой полости и выходит частично вместе с отработавшими газами через выпускное окно. Такая схема контурной продувки называется петлевой.  .1
При использовании контурных схем продувки некоторые зоны цилиндровой полости плохо очищаются от остаточных газов, а часть свежего заряда теряется (выносится) вместе с отработавшими газами, что заметно ухудшает экономичность двигателей и снижает их мощностные показатели. Однако рассмотренное газораспределение отличается исключительной простотой, поэтому его используют в двигателях с относительно малым рабочим объемом.

1 2 3 4 5 6 7

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 



  Разработано специально для liciss.ru, все права защищены.
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.