Двигатели
внутреннего сгорания

 
         

 

Главная
Основы конструирования
Расчеты
Силы и моменты
Поршневая группа
Шатуны и штоки
Коленчатые валы
Подшипники
Система газораспределения
Корпусные детали
Анализ конструкции
Устройство и
принцип действия

КШМ
ГРМ
Система смазки
Система охлаждения
Система питания
Система зажигания
Пуск двигателей
Увеличение мощности
Разное

Сочлененные шатунные узлы

Сочлененные шатунные узлы представляют единую конструкцию, состоящую из двух спаренных между собой шатунов. Их обычно используют в многорядных двигателях. По характерным признакам конструкции различают вильчатые, или центральные, и конструкции с прицепным шатуном (рис. 2.27).
У вильчатых шатунов (рис. 2.27, а) оси больших головок совпадают с осью шейки вала, 1 связи с чем их называют также центральными. Большая головка главного шатуна 1 имеет вильчатую конструкцию, а головку вспомогательного шатуна 2 устанавливают в развилку главного шатуна. Его называют поэтому внутренним, тифрикционным сплавом. Такие вкладыши изнашиваются более равномерно.
Конструкции с прицепным шатуном проще в производстве и . обладают надежной жесткостью. Примером такой конструкции может служить шатунный узел дизеля Д-12 (рис. 2.27,6). Он состоит из главного 1 и вспомогательного прицепного 3 шатунов. Главный шатун имеет верхнюю головку и двутавровый стержень обычной конструкции. Нижняя его головка снабжена тонкостенными вкладышами, залитыми свинцовистой бронзой, и выполнена с косым разъемом относительно стержня главного шатуна; иначе скомпоновать ее нельзя, так как под углом 67° к оси стержня на ней размещают две проушины 4, предназначенные для крепления прицепного шатуна 3. Крышку главного шатуна крепят шестью шпильками 6, завернутыми в тело шатуна, причем от возможного проворачивания их фиксируют штифтами 5.
Прицецной шатун 3 имеет двутавровое сечение стержня, обе головки его неразъемны, и поскольку условия их работы анало-\ гичны, они снабжены бронзовыми подшипниковыми втулками. Сочленение прицепного шатуна с главным осуществляют с помощью пальца 2, закрепленного в проушинах 4. В конструкциях V-образных двигателей с прицепным шатуном последний располагают относительно стержня главного шатуна справа по вращению вала, чтобы уменьшить боковое давление на стенки цилиндра. Если при этом угол между осями отверстий в проушинах крепления прицепного шатуна и стержня главного шатуна больше угла развала между осями цилиндров, то ход поршня прицепного шатуна больше хода поршня главного шатуна. Объясняется это тем, что . нижняя головка прицепного шатуна описывает не окружность, как головка главного шатуна, а эллипс, большая ось которого совпадает с направлением оси цилиндра, поэтому у поршня прицепного шатуна 5>2г, где S — величина хода поршня, а г — радиус кривошипа. Например, в дизеле Д-12 оси цилиндров расположены под углом 60°, а оси отверстий в проушинах 4 пальца нижней (большой) головки прицепного шатуна и стержня главного шатуна под углом 67°, вследствие чего разница в величине хода поршней составляет в нем 6,7 мм.
При сборке рассматриваемых быстроходных двигателей шатуны подбирают из условий, чтобы входящие в .комплект экземпляры, имели минимальную разницу по массе. Так, в двигателях ЗМЗ и ряде других верхнюю и нижнюю головки шатунов подгоняют по массе с отклонением ±2 г. Лишний металл снимают с бобышек-приливов крышки шатуна и верхней головки.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 



  Разработано специально для liciss.ru, все права защищены.
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.