Двигатели
внутреннего сгорания

 
         

 

Главная
Основы конструирования
Расчеты
Силы и моменты
Поршневая группа
Шатуны и штоки
Коленчатые валы
Подшипники
Система газораспределения
Корпусные детали
Анализ конструкции
Устройство и
принцип действия

КШМ
ГРМ
Система смазки
Система охлаждения
Система питания
Система зажигания
Пуск двигателей
Увеличение мощности
Разное

ЭЛЕМЕНТЫ И УЗЛЫ СИСТЕМЫ ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ

Радиатор является теплообменником системы, где поступающая из двигателя жидкость отдает через его стенки теплоту потоку воздуха.
Наибольшее распространение получили радиаторы с естествен-
потока жидкости сверху вниз. Для легковых автомобилей с клиновидной формой кузова применяют низкие широкие радиаторы с горизонтальным потоком жидкости. Для некоторых машин специального назначения по компоновочным соображениям применяют радиаторы с горизонтальным расположением или наклонные. Однако конструкция радиатора в принципе одинакова для всех вариантов его компоновки.
Вертикальный радиатор (рис. 5.2) состоит из верхнего 1 и нижнего 9 бачков, соединенных между собой трубками; образующими его охлаждающую решетку 10. Верхний бачок радиатора имеет наливную горловину 3 с пробкой 2, а нижний— сливной краник 8. С целью 'Предохранения радиатора от разрушения при закипании жидкости в наливную горловину впаяна пароотводная трубка 4, соединенная с атмосферой или, при применении дорогостоящих антифризов и тосолов, с расширительным бачком, как показано на рис. 5.1, размещаемым в хорошо охлаждаемом месте. Срез* пароотводной трубки заглублен в жидкость, и при проходе через ее слой отводимые пары конденсируются. При остывании двигателя в системе охлаждения возникает некоторое разрежение, вследствие чего жидкость из расширительного бачка подсасывается в систему. Антифризы и тосолы обладают большим коэффициентом объемного расширения, что также компенсируют с помощью расширительного бачка.
К верхнему и нижнему бачкам припаяны боковые стойки 5, которые вместе с нижней пластиной, несущей крепежные скобы 7, образуют каркас радиатора. Для защиты от вибраций радиатор крепят к раме автомобиля с помощью эластичных резиновых подушек 6 и соединяют с двигателем достаточно длинными гибкими резиновыми шлангами. Как правило, радиатор дополнительно крепят легковых автомобилей имеют, как правило, только один ряд трубок.       Щ ЩЯ^Я^^^^^Н Пластинчатые радиаторы изготовляют из гофрированных пластин, попарно спаянных отбортованными кромками 4 (рис.'5.3,в). Ширина пластин равна глубине, а длина — высоте охлаждающей решетки радиатора. Жидкость протекает в них по узкой щели 3 между двумя спаянными пластинами. Для увеличения тенлорассе-ивающей поверхности в промежутки между пластинами дополнительно впаивают иногда гофрированные ленты 5.
Сотовые радиаторы состоят из набора спаянных между собой горизонтальных трубок 6, длина которых равна глубине радиатора. Жидкость протекает здесь через щели 7, образованные внешними поверхностями трубок, а охлаждающий воздух — через трубки. В таких радиаторах площадь теплоотвода со стороны воды й воздуха одинакова, эффективность их мала и в настоящее время их не применяют.
Основные детали радиаторов до недавнего времени изготовляли из дорогостоящей латуни и соединяли пайкой. В настоящее время латунь заменяют более дешевым алюминием, а бачки радиатора изготовляют из пластических материалов. Такие радиаторы собираются механически: трубки развальцовываются в пакете пластин и резиновых прокладках донышек бачков.
Пробки наливной горловины радиаторов в закрытых системах жидкостного охлаждения изготовляют герметичными с двумя предохранительными клапанами: паровым 1 и воздушным 3 (рис. 5.5). Паровой клапан, уплотняемый резиновой прокладкой 2, открывается только для выпуска пара из системы, если его давление превышает заданные пределы (положение /). Воздушный клапан,, снабженный уплотнительной прокладкой 4, пропускает в радиатор атмосферный воздух в случаях, когда при остывании двигателя в системе возникает повышенное разрежение (положение II).
В унифицированных пробках наливных горловин радиаторов-автомобилей паровой клапан регулируют на избыточное давление в 0,045—0,055 МПа. Воздушный клапан открывается у них при падении давления в системе против атмосферного не более чем на 0,01 МПа. Повреждение уплотнительных прокладок парового или воздушного клапанов нарушает герметичность системы и вызывает заметное увеличение расхода охлаждающей жидкости. При нормальном функционировании рассматриваемых клапанов закрытые системы только кратковременно могут сообщаться с окружающей средой или расширительным бачком.
Жалюзи изготовляют в виде набора вертикальных или горизонтальных пластин-створок из оцинкованного железа. Они объединены общей рамкой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим одновременный или групповой поворот их вокруг своих осей. Жалюзи прикрепляют к каркасу радиатора или к наружной облицовке. Управляют створками жалюзи вручную с места водителя или термостатом.
В автомобильных и тракторных двигателях применяют компактные одноступенчатые центробежные насосы с напором 0,04— 0,1 МПа. Такие насосы обеспечивают нужную подачу при сравнительно больших зазорах между рабочим колесом (крыльчаткой) и стенками корпуса. Это исключает возникновение между ними тре-ния и не препятствует циркуляции жидкости при неподвижной крыльчатке, что благоприятно сказывается на выравнивании теплового состояния двигателя после его остановки.
На рис. 5.6 показан насос двигателя ЗМЗ-66. Основу этого и вообще автомобильных водяных насосов составляют: корпус IS вал 2, крыльчатка 6, ступица 1 для крепления приводного шкива и вентилятора и самоподжимной сальник 8—13, предотвращающий утечку жидкости из системы. Вторая часть корпуса насоса, не показанная на рис. 5.6, образована в крышке распределительных шестерен. Вал насоса вращается в двух шарикоподшипниках, причем передний из них, несущий большую нагрузку, имеет больший размер.
Шарикоподшипники с внешней стороны имеют сальники, защищенные стальными шайбами, вмонтированными в наружные обоймы подшипников, которые препятствуют вытеканию смазки из внутренней полости. Подшипники смазываются консистентной тугоплавкой смазкой марки 1-13 через пресс-масленку 5. В корпусе просверлено контрольное отверстие 4. В современных насосах в подшипники закладывают смазка. Крыльчатка 6 в рассматриваемом насосе изготовлена из пластмассы, имеет стальную или чугунную ступицу и радиальное расположение лопаток. Применяют также чугунные и алюминиевые крыльчатки.
В насосе двигателя ЗМЗ-66 сальник вмонтирован в гнездо, расточенное непосредственно в крыльчатке 6. Стенки этого гнезда имеют две диаметрально расположенные прорези, в которые входят выступы уплотняющей шайбы 12, изготовленной из прографичен-ного текстолита, и усики латунной обоймы 10, защищающей резиновый манжет 11 сальника. На торец обоймы 10 опирается коническая пружина If прижимающая резиновый манжет 11 и шайбу 12 к тщательно обработанному торцу корпуса насоса. Меньшую латунную обойму 9 надевают на цилиндрическую часть резинового манжета //, что обеспечивает плотное прилегание его к валу 2. Сальник собирается с крыльчаткой и запирается пружинным кольный отражатель, как у ЗИЛ-130), сбрасывается центробежной силой с ее кромок и вытекает через отверстие 7 наружу.

1 2 3 4 5

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 



  Разработано специально для liciss.ru, все права защищены.
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.