Двигатели
внутреннего сгорания

 
         

 

Главная
Основы конструирования
Расчеты
Силы и моменты
Поршневая группа
Шатуны и штоки
Коленчатые валы
Подшипники
Система газораспределения
Корпусные детали
Анализ конструкции
Устройство и
принцип действия

КШМ
ГРМ
Система смазки
Система охлаждения
Система питания
Система зажигания
Пуск двигателей
Увеличение мощности
Разное

Этапы проектирования двигателя

С развитием науки и техники процесс создания двигателей внутреннего сгорания, как и других машин, претерпевает изменения. Усиливается тенденция вовлечения в этот процесс различных специалистов, выполняющих работы на отдельных этапах создания двигателя.
Обоснование необходимости создания того или иного двигателя проводят в основном на стадии разработки типажа. При этом используют методы научного прогнозирования с учетом потребностей отдельных отраслей народного хозяйства в создаваемом двигателе. После того как вопрос о целесообразности создания двигателя решен, проводят научные исследования в области рабочего процесса, конструктивных схем, применяемых материалов и др. для обеспечения высоких технико-экономических показателей будущего двигателя. Техническое задание не содержит описания конкретных элементов будущей конструкции, а определяет назначение двигателя, его технические характеристики, показатели качества рабочего процесса, состав конструкторской документации, сроки выполнения проекта, программу выпуска. Техническое задание содержит также технико-экономические сведения о разрабатываемом двигателе, оценку его технического уровня. Техническое задание составляется разработчиком изделия на базе обоснованных технико-экономических требований заказчика. В работе над ним участвуют и конструкторы. На основании согласованного технического задания между потребителем и заводом-изготовителем составляется договор, в котором указываются основные этапы выполнения работ. Далее приступают к составлению конструкторского проекта, т.е. к подготовке конструкторской документации.
Проектирование двигателя состоит из следующих этапов: обоснование необходимости создания нового двигателя и связанные с этим научно-технические исследования; выполнение конструкторского проекта; изготовление опытных образцов, их испытания, включая межведомственные или государственные, доводка и сдача заказчику. Затем приступают к серийному производству двигателей.
Исходным документом для проектирования двигателя и составления технической документации, содержащим все исходные данные, необходимые для выполнения проекта, является техническое задание.
Техническое предложение содержит обоснование и оценку, в том числе технико - экономическую, возможных вариантов решения поставленной задачи с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей создаваемого двигателя и существующих, сведения о патентной чистоте и конкурентной способности этих вариантов, информацию об объеме и сроках выполнения проекта.
Эскизный проект дает общее представление о назначении, устройстве, принципе работы и основных параметрах двигателя, включая его размеры.
В техническом проекте все решения, включая конструкции узлов и деталей, разрабатывают окончательно, а соответствующую конструкторскую документацию подготавливают для составления рабочей документации.
Рабочий проект-завершающая стадия, предусматривающая полную детализацию конструкции двигателя.
Конструкторская документация включает данные об устройстве двигателя и все необходимые материалы для разработки конструкции, изготовления, контроля, приемки, испытаний, эксплуатации и ремонта.
На основании утвержденного технического задания конструкторы двигателя готовят техническое предложение, отражающее техническое направление проекта. После согласования и утверждения технического предложения разрабатывают технические условия на проектирование.
Конструкторский проект состоит из эскизного, технического и рабочего проектов. В зависимости от особенностей проектируемого двигателя и условий, предъявляемых заводом-изготовителем, порядок выполнения конструкторского проекта может быть различным. Например, при создании двигателя на базе существующего и при его серийном производстве эскизный проект может не составляться.
В эскизном проекте предусматривают наряду с подробной разработкой схемы конструкции выявление конструктивных особенностей основных деталей, механизмов и узлов двигателя. На стадии эскизного проекта выполняют чертежи поперечного и продольного разрезов двигателя, его основных узлов и необходимые дополнительные чертежи (разрез по передачам и т. п.). На этой стадии составляют также пояснительную записку с техническими характеристиками двигателя, описанием его конструкции, расчетами: тепловым, динамическим, на прочность и технико-экономическим.
После утверждения эскизного проекта составляют технический проект двигателя. Объем конструкторской документации на стадии технического проекта существенно увеличивается, так как добавляются чертежи узлов двигателя и его систем, перечни комплектующих изделий, специального инструмента. В пояснительной записке приводят обзор существующих конструкций двигателей подобного класса со сравнительной оценкой заложенных в данном проекте и достигнутых показателей, включая данные по зарубежным аналогам. При составлении технического проекта рассматривают вопросы технологии изготовления, масштабов производства, экономической эффективности, техники безопасности и т.д. Все технические расчеты выполняют подробно и в полном объеме. В работе над проектом участвует широкий круг специалистов, в том числе и технологи. Как правило, параллельно с техническим проектом разрабатывают необходимую документацию и изготовляют одноцилиндровые установки или V-образные отсеки (иногда отсеки более сложной конструкции), на которых доводят рабочий процесс двигателя, а также конструкцию поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения и т.д. Параллельно разрабатывают технические условия на поставку двигателя.
После утверждения технического проекта переходят к составлению рабочего проекта. На этой стадии составляют рабочие чертежи для каждой детали, спецификации, технические условия на изготовление, приемку, хранение и транспортирование деталей. Ориентировочно определяют также расход материалов, составляют данные по покупным деталям и узлам, технический паспорт и инструкцию по эксплуатации и монтажу, проект программы испытаний. Конструкторская документация
должна удовлетворять требованиям ЕСКД. В зависимости от типа и размеров двигателя может быть изготовлена опытная партия развернутых двигателей для проведения доводочных испытаний, а также последующих испытаний в реальных условиях эксплуатации, с учетом которых составляют технические условия на поставку двигателя.
Один или несколько опытных образцов двигателя подвергают заводским длительным доводочным испытаниям. Остальная часть опытной партии может испытываться в условиях эксплуатации. Затем по согласованию с потребителем проводят приемочные, Межведомственные или государственные испытания, как правило, на специальных стендах в экспериментальном цехе. В ходе этих испытаний устанавливают соответствие двигателя техническому заданию, требованиям стандартов и технической документации, а также дают оценку его технического уровня. По итогам испытаний утверждается техническая документация для серийного производства двигателя. Однако и после начала выпуска двигателя продолжается изучение опыта эксплуатации, доработка технической документации и дальнейшее совершенствование двигателя с целью поддержания его технического уровня в соответствии с уровнем отечественного и мирового двигателестроения.
Важное место в процессе создания двигателя занимают испытания.

1 2 3 4 5 6 7 8

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 



  Разработано специально для liciss.ru, все права защищены.
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.