Двигатели
внутреннего сгорания

 
         

 

Главная
Основы конструирования
Расчеты
Силы и моменты
Поршневая группа
Шатуны и штоки
Коленчатые валы
Подшипники
Система газораспределения
Корпусные детали
Анализ конструкции
Устройство и
принцип действия

КШМ
ГРМ
Система смазки
Система охлаждения
Система питания
Система зажигания
Пуск двигателей
Увеличение мощности
Разное

Компоновка

Данная компоновка целесообразна для многоцилиндровых V-образных дизелей и успешно применяется, например, на двигателях КамАЗ.
Однако многосекционные насосы относительно дороги, металлоемки и не всегда обеспечивают строго одинаковую цикловую подачу топлива в отдельные цилиндры из-за неизбежных производственных погрешностей и возможного неравномерного износа прецизионных пар, поэтому в эксплуатации они нуждаются в периодической подрегулировке. Чтобы преодолеть указанные недостатки, в практике широко стали применять насосы распределительного типа, в которых одна плунжерная пара обслуживает группу цилиндров или все цилиндры двигателя (при г'^4). Они более просты по конструкции, имеют меньшие габариты и массу, обладают большей равномерностью подачи и работают без периодической подрегулировки момента опережения подачи и равномерности подачи топлива по цилиндрам.
Современные конструкции распределительных насосов обеспечивают до 8—10 тыс. подач в минуту. Распределение топлива по цилиндрам достигают в них отдельным вращающимся распределителем или непосредственно плунжером, который одновременно с возвратно-поступательным движением совершает вращательное движение вокруг своей оси. Размер цикловой подачи регулируют при этом дросселированием на впуске или путем перепуска с помощью втулки-золотника, именуемой обычно отсечной втулкой или регулировочной муфтой. Устройство и принцип действия распределительных насосов можно проследить по модели НД-21/4 (рис. 6.19). Это базовая модель унифицированного ряда таких насосов, изготовляемого Вильнюсским заводом топливной аппаратуры (ВЗТА) и рассчитанного на широкую гамму различных двигателей, включая многотопливные. При числе цилиндров i>4 насосы содержат две топливоподающие секции, каждая из которых обслуживает свою группу цилиндров.
Насос НД-21/4 предназначен для четырехцилиндрового двигателя с частотой вращения до 4000 мин-1. Корпус его отлит из алюминиевого сплава с тремя полостями, в которых размещены плунжерная пара 6, регулятор скорости и кулачковый механизм. Ход нагнетания происходит при набегании кулачка вала 2 на ролик толкателя 3, а ход впуска — под действием пружины вала 4. Вращательное движение плунжеру с целью распределения топлива по цилиндрам сообщается от вала 11 регулятора через шестерню 5. За один оборот кулачкового вала 2 плунжер 17 совершает четыре рабочих цикла (двойных ходов) и один полный оборот. Гильза 16 плунжера 17 имеет поперечное окно для размещения отсечной втулки-золотника (дозатора) 7, два впускных отверстия 8 и четыре распределительных канала 24\ в нижней части гильза имеет кольцевую проточку 20 для запорного масляного пояска, необходимого в случае подачи насосом бензина. Масло в проточку подводится через радиальное сверление в стенке гильзы. Плунжер 17 имеет центральный канал 23, соединенная схема топливоподающей секции
няющий надплунжерное пространство с распределительным пазом 22 и поперечным сквозным отверстием 21, через которые топливо подается соответственно к нагнетательным клапанам 9, а излишки возвращаются обратно во впускную полость насоса, имеющую перепускной клапан 18. В канавки 19 установлены резиновые уплотнительные кольца, разделяющие топливную и масляную полости насоса. При ходе плунжера вниз топливо из полости впуска по каналам 8 поступает в надплунжерную полость. При ходе нагнетания (ход вверх) после перекрытия отверстий 8 начинается подача топлива в цилиндры через распределительный паз 22, каналы 24 и клапаны 9. Подача продолжается до момента выхода отверстий 21 из отсечной втулки-золотника. Выключают подачу топлива смещением отсечной втулки 7 в крайнее нижнее положение.
Съемные головки 10 распределительных насосов оснащены выходными штуцерами высокого давления по числу цилиндров, питаемых данной топливоподающей секцией (два, три, четыре). Центробежный регулятор частоты вращения вала насоса содержит нормируемую пружину 12, втулку 14 и грузы 15. Последние приводятся в движение от вертикального вала 11 и взаимодействуют с корректором 13 подачи топлива (см. ниже). Топливо к плунжерной паре 6 подают поршневым насосом, приводимым от эксцентрика вала 1. Насосы типа НД применяют на тракторных двигателях семейства ВТЗ, СМД-60 и др.
В практике используют также распределительные насосы роторного типа, плунжерные пары которых состоят из ротора-распределителя 1 и оппозктно расположенных плунжеров 5, роликовые толкатели 4 которых взаимодействуют с кулачками неподвижной (подвижной) кольцевой шайбы 3 (рис. 6.20). Когда ролики толкателей набегают на выступы кулачковой шайбы, плунжеры сближаются и нагнетают топливо в систему высокого давления через каналы головки (втулки) 2. В момент сбегания роликов с выступов шайбы данный канал ротора совмещается с соответствующим впускным каналом втулки 2, и топливо под давлением поступает в полость ротора от топливоподкачи-вающего насоса, возвращая плунжеры в исходное положение (поэтому плунжеры не оснащают пружинами).
Насосы роторного типа не имеют, следовательно, высокона-груженных подшипников, пружин, а также механизма (устройства) для регулирования равномерности подачи топлива. Применение двух оппозитно расположенных плунжеров позволяет уменьшать диаметр и ход каждого из них, что благоприятно
давлений, обеспечивающего качественное распиливание топлива и распределение его по объему камеры сгорания. Различают форсунки открытые и закрытые.
Открытые форсунки относятся к простейшим. Изготовляют их в виде одного или нескольких отверстий, дросселирующих канал подвода топлива в камеру сгорания. Поэтому в системах с открытыми форсунками полости цилиндра и магистрали высокого давления никогда между собой не разобщаются.
Конструкции различных открытых форсунок приведены на рис. 6.21, б, в. В корпус 1 иногда вставляют неподвижную иглу 2, имеющую канал 3 подачи топлива к сопловым отверстиям 4 распылителя. Для автомобильных дизелей обычно применяют варианты форсунок без иглы 2 (см. схему в). По этой схеме выполнены, в частности, форсунки двухтактных дизелей ЯМЗ, в системе питания которых они объединены с насосом высокого давления в один узел, называемый насосом-форсункой. Распылитель ее многодырчатый с 6 или 7 отверстиями диаметром 0,15 мм, направленными под углом примерно 78° к оси форсунки. Форсунки, изготовленные по схеме рис. 6.21, б, обеспечивают факел веерообразной формы при одном выходном отверстии. Достигают этого тем, что топливоподводящий канал разделяют на три потока, которые на выходе из форсунки сходятся под углом 90° друг к другу, вследствие чего вытекающие из них струйки топлива сталкиваются и разрушаются на мелкие частички, образуя веер, широко охватывающий объем камеры сгорания.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 



  Разработано специально для liciss.ru, все права защищены.
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.