Двигатели
внутреннего сгорания

 
         

 

Главная
Основы конструирования
Расчеты
Силы и моменты
Поршневая группа
Шатуны и штоки
Коленчатые валы
Подшипники
Система газораспределения
Корпусные детали
Анализ конструкции
Устройство и
принцип действия

КШМ
ГРМ
Система смазки
Система охлаждения
Система питания
Система зажигания
Пуск двигателей
Увеличение мощности
Разное

Способы очистки воздуха

Инерционный и инерционно-центробежный способы очистки воздуха используют в качестве первой ступени воздухоочистителей, в которой отделяют от потока сравнительно крупные фракции пыли. Применение мультициклонов увеличивает при этом общее сопротивление системы впуска, но позволяет улавливать и удалять из потока воздуха до 50% и более пыли, что благоприятно влияет на работу последующих фильтрующих элементов.
Фильтрующий способ очистки воздуха от пыли основан на просасывании его потока через различные объемные и. поверхностные фильтрующие элементы. Первые из них изготовляют в виде набивок, например, из нитей или из материалов, имеющих пористую структуру, а вторые — из листовых пористых материалов, которые задерживают частицы с размерами, превышающими величину их пор. Такими элементами оснащают вторую и последующие ступени комбинированных воздухоочистителей, как сухих, так и мокрых, или вбздухоочистителей смешанных модификаций.
Для мокрых фильтрующих элементов чаще всего применяют, капроновые нити и проволочную путанку, для сухих — фильтровальный высокопористый картон, мелкопористый пенополиуретан, нетканые и другие пригодные материалы.
На рис. 6.4 представлен широко известный инерционно-масляный комбинированный фильтр. Аналогичные двухступенчатые мокрые фильтры применяют на двигателях ЗИЛ и др.- Для них характерно на-' личие фильтрующего элемента (набивки) из капроновой нити, ванны под масло и шумойзоляционного слоя на крышке корпуса. Движение потока воздуха в устройстве обозначено стрелками и пояснений нетре-| бует.
Тракторные двигатели, работающие в условиях повышенной Запыленности воздуха, оснащают многоступенчатыми комбинированными воздухоочистителями, основу которых часто составляют инерционно-масляные устройства (двигатели- ВТЗ, АМЗ, ММЗ и др.).
На рис. 6.5 представлен четырехсГупенча-тый воздухоочиститель ВТЗ:       ,
Первая.его ступень — моноциклон, в который воздух вводят снизу через перфорации (отверстия.) 5 и закручивают поток направляющими лопатками 4, а в верхней зоне циклона на входе в центральный патрубок 3 он резко изменяет направление своего движения, тогда как пылинки продолжают свое движение по прежней траектории и выбрасываются через отверстие 1 в пылесборник 2.
Вторая ступень — инерционная с ванной, заполненной маслом, в слой которого отбрасываются пылинки при изменении направления движения потока на противоположное.
Третья ступень — фильтрующая. Она представляет собой кас-. сету, содержащую два элемента, изготовленных из термофикафованной капроновой нити (щетины) и расположенных в общей кассете с зазором между ними. Капельки масла, захватываемые потоком с поверхности масляного слоя, увлажняют эти фильтрующие элементы, что повышает их улавливающие свойства.
Четвертая ступень представляет собой фильтрующий элемент, изготовляемый из двух слоев пенополиуретана с разной пористостью (нижнего с размерами пор «1,8 мм, верхнего—. 0,8 мм).
Рассмотренный комбинированный воздухоочиститель отвечает современным тре-брваниям по эффективности очистки воздуха и пылеем-кости. Однако перспективными являются комбинированные сухие воздухоочистители и системы из таких устройств. На рис. 6.6 схематично показана система воздухоочистительных устройств сухого типа тракторного двигателя «Кейс» (США) с индикатором засоренности. Система состоит из. двух . обособленных устройств, соединенных между собой трубопроводом. Первое из них — это первая ступень воздухоочистки, изготовленная в виде мультициклона с горизонтальным расположением, пыль ,из которого эжектируется в выпускной трубопровод; второе устройство содержит два фильтрующих патрона (ФП) из гофрированной бумаги (картона). Большой ФП является основным-, а малый — предохранительным ФП и размещен внутри больного. Строго говоря, это вторая и третья ступени воздухоочистки. Воздух из последней ступени поступает в лопаточный компрессор и далее во впускной трубопровод двигателя.
Комбинированные фильтлены в виде четырехугольных, коробок, в которых размещены по 45 циклонов с капроновыми корпусами, Центральные трубки циклонов Изготовлены с навитой по их наружному диаметру капроновой направляющей, как показано на рис. 6.3, в. Пыль из циклонов поступает в общий бункер и эжектируется в выпускную систему
двигателя. Фильтрующие очистители являются
практически второй и третьей ступенями системы воздухоочистки и выполнены в виде кассет основных и предохранительных фильтрующих патронов. Рассмотренная система очистительных устройств достаточно сложная, но степень очистки воздуха в ней составляет. Для двигателей с относительно небольшим расходом воздуха применяют компактные сухие воздушные фильтры. На рис. 6.8, а показан типичный бумажный сухой воздухоочиститель двигателей типа ВАЗ. Основной его фильтрующий элемент 2 изготовлен из гофрированного фильтровального картона и закреплен между эластичными ободами  и перфорированными каркасными кольцами, образующими малогабаритный фильтровальный патрон. С наружной стороны ФП имеет обкладку 4 из нетканого синтетического материала, предназначенную для предварительной очистки воздуха, т. е. являющуюся первой ступенью фильтра. Корпус воздухоочистителя имеет два входных патрубка / и 3 для забора воздуха без подогрева его и с подогревом (позиция 3) от выпускного трубопровода, который с этой целью снабжают заборником — кожухом.
При автоматическом регулировании температуры воздуха на входе в карбюратор, т. е. в-случае стабилизирования ее на уровне 40—50° С, в систему вводят регулирующее устройство, показанное на рис. 6.9. При этом дополнительный впускной патрубок 3 снабжают клапаном 5, ограничивающим поступление горячего воздуха от заборнйка 4, а основной 1 снабжают заслонкой 2, сблокированной с клапаном 5. Положение клапана 5 и заслонки 2 контролируют с помощью диафрагменного механизма 5, соединяемого шлангами с задроссельным пространством и управляемого датчиком 7, который изготовляют, например, в виде биметаллической пластины и размещают вблизи входа в карбюратор 6. На частичных нагрузках двигатель .питают при этом подогретым воздухом, а на полных — неподогретым, что повышает его экономичность, снижает токсичность и позволяет сохранять мощностные показатели на полных нагрузках.
В последнее время фильтры для двигателей легковых автомобилей оснащают панельными (пластинчат ыми) фильтрующими элемента- \ \ ми, имеющими сравнительно большую, чем у цилиндрических элементов, активную поверхность. В этом случае за прямоугольный фильтрующий элемент устанавливают сетку, которая защищает его от пламени обратных вспышек. Воздухоочистители панельного -типа применяют, например, на дизелях BA3-341, имеющих фильтрующий элемент с размерами 25 х| X120X320 мм (см. рис.6.8,б).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 



  Разработано специально для liciss.ru, все права защищены.
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.