Двигатели
внутреннего сгорания

 
         

 

Главная
Основы конструирования
Расчеты
Силы и моменты
Поршневая группа
Шатуны и штоки
Коленчатые валы
Подшипники
Система газораспределения
Корпусные детали
Анализ конструкции
Устройство и
принцип действия

КШМ
ГРМ
Система смазки
Система охлаждения
Система питания
Система зажигания
Пуск двигателей
Увеличение мощности
Разное

Размещения вспомогательных устройств

В части размещения вспомогательных устройств все многоплунжерные насосы имеют сходную компоновку. Топливоподкачи-вающий насос и регулятор частоты вращения вала крепят на их корпусе и приводят в движение от кулачкового вала, на котором размещают также муфту привода самого насоса и муфту регулирования опережения подачи по скорости.
В случаях К-образной конструкции двигателя насос топливоподачи размещают в «развале» цилиндров (ЯМЗ, КамАЗ).
При компоновке насосов высокого давления большое значение в настоящее время придают уменьшению их габаритных размеров и массы, а также повышению жесткости узлов, элементов и конструкции в целом. С этой целью применяют моноблочную закрытую конструкцию корпуса (не имеющую, как обычно, боковых люков для доступа к толкателям при выполнении регулировочных работ) и одновременно верхнюю часть корпуса разгружают от давлений опорного пояса гильзы плунжерной пары, возникающих вследствие затяжки элементов топливоподающей секции штуцером трубопровода высокого давления. В практику введены также топливоподающие насосы высокого давления с V-образным размещением в корпусе плунжерных пар, что резко сокращает длину насосов и, следовательно, существенно повышает жесткость их конструкции. Конструкции отдельных типичных многоплунжерных насосов высокого давления приведены ниже.
На рис. 6.16 показан рядный многоплунжерный (многосекционный) насос ЯЗТА для четырехтактных V-образных дизелей ЯМЗ. Корпус насоса моноблочного типа отлит под давлением из алюминиевого сплава с горизонтальной перегородкой, разделяющей его внутреннюю полость на верхнюю и нижнюю части. В вертикальных расточках верхней части, выполняемых по I числу секций, расположены плунжерные пары и нагнетательные клапаны; в горизонтальных гнездах этой части базируются впускная полость 14 насоса (воздух из которой в процессе заполнения ее топливом удаляется через пробочку 13), а также реечный механизм управления плунжерами с его стопорным винтом 25. В торцовых стенках нижней части на двух шарикоподшипниках смонтирован кулачковый вал 3, а в приливах горизонтальной перегородки сделаны расточки под роликовые толкатели 29 с пазами для фиксации их от проворачивания.
К боковой стенке внешней стороны корпуса 1 прикреплен подкачивающий насос 6, привод которого осуществляют от вала 3 через шток 5. В одном агрегате с насосом объединены регулятор S3 частоты вращения вала двигателя и автоматическая муфта 2 опережения подачи топлива. Гильзы 21 плунжерных пар и гнезда 20 нагнетательных клапанов 19 надежно зажаты в расточках корпуса штуцерами 15, на которых колпачковыми гайками 31 закреплены также ниппельные головки 16 под топливопроводы высокого давления. Торцы гильз 21 и гнезда 20 обработаны с тщательностью, не требующей постановки между ними уплотнительных прокладок. Плунжерные пары насосных секций изготовлены из стали 25ХМА. Ориентирование гильз 21 в корпусе осуществлено стопорными винтами 12. В верхней утолщенной их половине сделаны впускные и перепускные отверстия, расположенные под углом 180° друг к другу и смёщенные по высоте. Нижнее отверстие предназначено для перепуска и выведено в канал 22 отвода топлива из насоса.
Плунжеры 23 имеют диаметр 9 мм и ход 10 мм. Кроме возвратно-поступательного движения они могут поворачиваться около своей оси с помощью двух направляющих выступов, которые входят в пазы поворотных втулок 9. Последние, в свою очередь, поворачиваются на определенный угол зубчатыми секторами 11, которые закреплены на них стяжными болтами и находятся в зацеплении с рейкой 24. Плунжеры выполнены с двумя диаметрально расположенными продольными пазами и соответственно с двумя симметричными скошенными кромками в кольцевой проточке. Для перепуска топлива используют один паз. Плунжеры нагружены пружинами 26, которые опираются на шайбы 10 и удерживаются на плунжере с помощью опорных тарелочек 8.
Нагнетательные клапаны 19 обычные, с разгрузочным пояском. Пружины 18 клапанов и вспомогательные штифты 17 размещены в штуцерах 15, которые фиксируются накладками 32. Толкатели 29 снабжены калеными роликами 30 из стали ШХ15 и регулировочными болтами 27 с контргайками 28, которые необходимы для установки нужного одинакового момента (угла опережения) подачи топлива отдельными секциями. Одинаковую производительность секций устанавливают с помощью клеммового соединения поворотных втулок 9 с зубчатыми секторами 11, закрепляемых на втулке 9 стяжными болтами.
Насосы высокого давления дизелей ЯМЗ различаются только числом секций (6, 8 и 12). В полость 4 их корпуса заливают масло до отметки на ука- | зателе 7 уровня.
На рис. 6.17 показан насос высокого давления с моноблочным закрытым корпусом, в котором каждая плунжерная пара 10 и соответствующий нагнетательный клапан 2 (в сборе) размещены в цилиндрической полости обособленных друг от друга стальных вставок 11, изготовляемых с фланцем 4 крепления их к верхней привалочной поверхности корпуса 7 с помощью шпилек 3. Вставка 11 снабжена нарезкой под штуцер 1 трубопровода высокого давления, который в данном случае ввертывают не в тело самого корпуса из легкого сплава, а в резьбовую часть стальной вставки и таким образом разгружают корпус от напряжений, порождаемых затяжкой штуцера 1 в процессе сборки топливоподающей секции насоса. Предварительно смонтированную секцию вводят в верхнюю часть корпуса 7, уплотняют резиновыми кольцами 6 и закрепляют гайками 12.
Толкатели в таких насосах не имеют регулировочных болтов, поэтому момент подачи топлива устанавливают в них подбором толщины прокладки 5| а равномерность — небольшим угловым смещением топливоподающей секции около ее оси (в пределах продолговатости отверстий во фланце 4). Рейка 9 и сцепляемые с ней зубчатые секторы 8 управления подачей топлива имеют обычную конструкцию.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 



  Разработано специально для liciss.ru, все права защищены.
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.