Меню раздела

Системы пуска и требования, предъявляемые к ним


Для пуска двигателя необходимо его коленчатый вал привести во вращение от постороннего источника энергии. При этом частота вращения вала должна быть доведена до некоторой величины, обеспечивающей удовлетворительное протекание процессов смесеобразования, сжатия и воспламенения.
В зависимости от источника энергии, используемой при пуске, различают следующие способы пуска:
1) ручной-прокручивание вала или пускового устройства от руки;
2) электрическим двигателем-стартером, питающимся от аккумуляторной батареи, или присоединенным к двигателю электрическим генератором, работающим в режиме электродвигателя, питающимся от электрической сети или от аккумуляторной батареи;
3) вспомогательным двигателем внутреннего сгорания, пускаемым, в свою очередь, от руки или стартером:
4) воздушным пусковым двигателем. Иногда двигатель внутреннего сгорания используют на время пуска как пневматический (цилиндровый пуск), в котором рабочим телом служит воздух или продукты сгорания, накапливаемые в особых баллонах в период основной работы двигателя внутреннего сгорания;
5) гидравлическим двигателем, работающим на специальных жидкостях (не застывающих при температуре — 50°С и ниже), вытесняемых из особых баллонов-аккумуляторов сжатым газом;
6) пуск с помощью пиропатронов, устанавливаемых в специальной камере сгорания, горячий газ из которой подается на газовую турбину, связанную с коленчатым валом двигателя.
Основным требованием к системе пуска двигателя является обеспечение надежного и быстрого пуска без внешних средств облегчения пуска при температуре окружающей среды до — — 15°С-для карбюраторных двигателей, до — 5°С-для дизелей с электрическим стартером, до — 15 — 20°С при наличии вспомогательного двигателя. Энергоемкость системы должна обеспечивать необходимое число повторных пусков и быстро восстанавливаться при работе двигателя. Система пуска должна иметь низкую стоимость, минимальную массу, быть простой в обслуживании.
Для автомобильных и тракторных карбюраторных двигателей наиболее широко применяют систему пуска электрическим стартером, но двигатели малой мощности, как правило, дополнительно снабжают устройством для ручного пуска. В тракторных дизелях в основном используют систему пуска электрическим стартером, а в тракторных двигателях большой мощности (в некоторых случаях)-систему со вспомогательным двигателем внутреннего сгорания (карбюраторным). В стационарных и судовых двигателях малой мощности с цилиндровой мощностью до 5 кВт и мощностью агрегата до 20 кВт применяют пуск от руки, а в мало- и среднеоборотных двигателях большой мощности почти исключительно используют устройства для цилиндрового пуска. Для пуска судовых вспомогательных дизелей иногда применяют пневмостартер. Высокооборотные дизели большой мощности имеют или электрические стартеры, или устройства для цилиндрового пуска, причем для увеличения надежности пуска эти двигатели снабжают обеими системами одновременно. Высокофорсированные двигатели могут быть оборудованы в качестве дублирующей системы пусковым устройством с газовой турбиной и пиропатронами. В тепловозных и судовых двигателях, а также в стендовых установках используют систему пуска двигателя с помощью присоединенного электрического генератора (электро-тормоза), работающего в режиме пускового электродвигателя с питанием от аккумуляторной батареи или выпрямителя тока.