Меню раздела

Выбор мощности стартера


В связи с недостаточной точностью расчетного определения момента, который должен развивать стартер, исходя из худших условий для пуска, для ориентировочного определения момента сопротивления вращению вала двигателя Мс и необходимой мощности стартера Л^ст используют эмпирические формулы, полученные на основании экспериментальных исследований.
Для карбюраторных двигателей при пусковой частоте вращения 50 об /мин и предельной вязкости масла, равной 40 10“4 м2/с, по экспериментальным данным, Мс = (10Ч-20)Кл Нм, а ЛГСХ = (0,154-0,30)КЛ кВт (где Кл-рабочий объем двигателя, л).
Для автомобильных и тракторных дизелей с числом цилиндров 1 = 4—6 при пусковой частоте вращения 100-150 об/мин Мс = (40Ч-70)7Л Н*м, а ]УСТ = (0,754-1Д)КЛ кВт, причем меньшие значения относятся к двигателям большей мощности и к двигателям с неразделенными камерами сгорания. Для многоцилиндровых (12 и более цилиндров) высокооборотных дизелей большой мощности (220 кВт и более) Д^СТ^0,4КЛ.
Передаточное число между валом двигателя и валом стартера выбирают таким, чтобы при вращении вала двигателя с пусковой частотой вращений сила тока в стартере составляла 2/3 максимальной силы тока при полном торможении, а крутящий момент стартера был бы равен моменту сопротивления двигателя.
Вал стартера обычно соединяют с валом двигателя через одноступенчатую зубчатую передачу, причем приводная шестерня стартера входит в зацепление с зубчатым венцом на маховике двигателя. По конструктивным соображениям такая передача имеет передаточное число, равное примерно 10-15. Нижние значения относятся к дизелям, верхние-к карбюраторным двигателям, имеющим меньшую пусковую частоту вращения. Для предупреждения разноса стартера после пуска двигателя и повышения частоты вращения его вала до рабочей передачи делают автоматически отключающимися при частоте вращения вала стартера, выше предельно допустимой.
Отечественная промышленность выпускает пусковые карбюраторные двигатели мощностью 5,1-17,6 кВт с частотой вращения коленчатого вала 3500^500 об/ мин, ограничиваемой предельным регулятором. Система охлаждения пусковых двигателей или жидкостная, термосифонная, связанная с системой охлаждения дизеля, или воздушная. Передаточный механизм такого двигателя имеет автоматическую разъединительную муфту и понижающую одноступенчатую передачу, состоящую из шестерни пускового двигателя и зубчатого венца маховика, а в некоторых конструкциях-двухступенчатую передачу для предварительного прокручивания вала двигателя во время прогрева при малой частоте вращения и затем последующего увеличения частоты вращения для пуска. Пуск пускового двигателя производят электрическим стартером. Для дублирования имеется система ручного пуска с помощью вытяжного шнура.
На рис. 268 показана кинематическая схема пусковой системы дизеля Д-240Л с пусковым двигателем П-10УД. Крутящий момент передается от шестерни коленчатого вала 1 через промежуточную шестерню к зубчатому колесу муфты сцепления редуктора. При сжатых дисках муфты сцеплен вращение передается через роликовую муфту свободного хода на вал редуктора и далее через зубчатое колесо автоматического устройства к венцу.
Появление вспышек в цилиндрах дизеля вызывает расклинивание роликов муфты свободного хода. Повышение частоты вращения коленчатого вала дизеля при пуске приводит к срабатыванию центробежного автоматического устройства 6, и зубчатое колесо выходит из зацепления.