Меню раздела

Автоматизация двигателей


Автоматизация управления работой комбинированных двигателей позволила значительно облегчить работу обслуживающего персонала, повысить надежность работы двигателей и обеспечить длительную безаварийную работу. Во многих случаях применение комплексной автоматизации управления обеспечивает работу двигателей длительное время без обслуживания и без наблюдения за их параметрами.
В настоящее время все двигатели имеют определенную степень автоматизации. В нашей стране установлены четыре степени автоматизации:
1-я степень-поддержание нормальной работы после пуска и нагружения дизель-электрического агрегата (в том числе без обслуживания не менее 4 ч); при этом обеспечивается аварийно-предупредительная сигнализация и защита, автоматический подзаряд аккумуляторных батарей и автоматическое регулирование напряжения. Предусматривается также дистанционное управление. Оборудование двигателей контрольно-измерительной аппаратурой осуществляют дизелестроительные заводы;
2-я степень-предусматривает все операции 1-й степени автоматизации, а также дистанционное автоматическое управление пуском, остановом, предпусковыми и послеостановочными операциями, частотой вращения и реверсирования. Кроме того, 2-я степень автоматизации предусматривает автоматическое регулирование вязкости тяжелого топлива, автоматизированный переход работы двигателя с одного топлива на другое, экстренный пуск и останов двигателя и исполнительную сигнализацию. Необслуживаемое время работы должно составлять не менее 25 ч;
3-я степень - включает все операции 2-й степени и дополнительно автоматическое пополнение расходных баков топлива, масла, охлаждающей жидкости и сжатого воздуха, а также автоматическое управление вспомогательными агрегатами или отдельными операциями обслуживания двигателей;
4-я степень-предусматривает автоматизацию всех операций по 3-й степени и дополнительно операции централизованного управления (с помощью управляющих машин) и диагностирование технического состояния двигателя в целом и его отдельных частей. Для некоторых дизель-генераторов предусмотрена возможность увеличения времени необслуживаемой
работы до 250 ч. Разработаны стандартные схемы автоматизации силовых установок с двигателями внутреннего сгорания. Это позволяет наладить серийное производство средств автоматизации, что снижает стоимость их производства, улучшает качество и увеличивает срок службы.
В зависимости от необходимой мощности систем автоматизации и наличия той или другой системы энергопитания применяют различные системы автоматизации двигателей: электрические, пневматические, гидравлические и смешанные. На установках с небольшими двигателями применяют электрические системы автоматизации. Наибольшей надежностью обладают системы, выполненные на базе электрических контактных релейных устройств. Введение полупроводниковых элементов улучшает качество работы систем, однако повышает их стоимость. На судовых двигателях наибольшее распространение получили пневматические и смешанные электропневматические - системы автоматизации.
В настоящее время разрабатываются системы автоматического управления двигателями, основанные на интегральных, логических схемах. Интегральные схемы могут быть осуществлены на базе электронных устройств, а также универсальных систем элементов промышленной пневмоавтоматики (УСЭППА). Эти схемы позволяют синтезировать командный импульс по нескольким последовательно поступающим сигналам готовности от различных систем двигателя. Например, прокручивание вала двигателя производится после получения сигнала о снятии блокировок, прокачивании масла и наличии воды. Усложнение пневматических систем в результате введения логических схем приводит к увеличению стоимости системы.
Развитие технологии изготовления микро-ЭВМ позволяет внедрять системы управления двигателями на базе микропроцессоров.