Меню раздела

Способ компенсации состава смеси с помощью компенсационного жиклера является видоизменением способа уменьшения ^разрежения у жиклера. В этом случае объединяется элементарный карбюратор с главным жиклером 1 и распылителем 5 и компенсационная система, состоящая из компенсационного жиклера 2, компенсационного колодца 3 и распылителя 4.
При неработающем двигателе топливо в компенсационном колодце и в распылителе устанавливается на том же уровне, что и в поплавковой камере. В работе этой компенсационной системы так же как и в работе системы с уменьшением разрежения у жиклера, различают три фазы.
Первая фаза характеризуется тем, что разрежение в диффузоре Дрд < Д/фтд и истечения топлива из распылителя компенсационного жиклера не происходит.
Вторая фаза начинается с того момента, когда разрежение в диффузоре становится больше величины АНрТд, и продолжается до тех пор, пока разрежение в диффузоре остается меньше величины (Я -I- АН) ртд. Работа системы в этой фазе ничем не отличается от работы элементарного карбюратора.
Предельное разрежение в диффузоре, до которого продолжается вторая фаза, определяется из условия, что уровень топлива в компенсационном колодце понижается до уровня в компенсационном жиклере. Тогда Ард,п = (Я + АН) рт д.
Третья фаза характеризуется тем, что разрежение в диффузоре Ард > (Я + АН) рт д. Работа компенсационной системы в этой фазе аналогична работе системы с уменьшением разрежения у жиклера, если сечение воздушного жиклера велико по сравнению с сечением распылителя. При этом условии в компенсационном колодце устанавливается атмосферное давление. Истечение топлива из компенсационного жиклера будет происходить под действием напора Я, т. е. расход топлива Сгтк не зависит от разрежения в диффузоре и остается постоянным.
К топливу, вытекающему из компенсационного жиклера, в компенсационном колодце примешивается воздух, в результате чего образуется топливная эмульсия, которая через распылитель компенсационного жиклера поступает в смесительную камеру. Так как расход топлива через компенсационный жиклер остается постоянным, а расход воздуха с увеличением разрежения растет, то компенсационная система приготовляет постепенно обедняющуюся смесь. Главный жиклер, наоборот, дает постепенно обогащающуюся смесь.
В результате совместной работы систем главного жиклера и компенсационной получается смесь нужного состава (рис. 52). Состав смеси регулируют путем подбора размеров главного и компенсационного жиклеров. При этом достигается не только изменение а, но и регулируется интенсивность изменения состава смеси.
Для относительного обогащения горючей смеси при небольших открытиях дроссельной заслонки необходимо увеличить площадь сечения компенсационного жиклера. Чтобы сохранить при этом требуемый состав смеси при большом разрежении в диффузоре, площадь сечения главного жиклера нужно несколько уменьшить. Наоборот, для относительного обеднения смеси на малых нагрузках следует уменьшить площадь сечения компенсационного жиклера, увеличив при этом площадь сечения главного жиклера. При регулировании нужно иметь в виду, что истечение топлива из компенсационного жиклера происходит под небольшим давлением (около 0,25-0,45 кПа). Поэтому для изменения расхода топлива через компенсационный жиклер необходимо значительно изменять площадь его проходного сечения. В настоящее время этот способ компенсации состава смеси применяется редко.
Система компенсации состава смеси с регулированием разрежения в диффузоре
Компенсация состава смеси в карбюраторах регулированием разрежения в диффузоре может осуществляться одним из двух способов: введением добавочного воздуха или применением диффузора переменного сечения.
Введение добавочного воздуха можно производить через дополнительный клапан 1 (рис. 53, а) или через отверстия между диффузором (или системой диффузоров) и стенками смесительной камеры, закрываемые легкими шариками 2 (рис. 53,6), или упругими пластинами 6 (рис. 53, в). Схемы, изображенные на рис. 53, а и б, имеют ряд существенных недостатков и в современных карбюраторах не применяются.
Схема, показанная на рис. 53, в, использовалась в карбюраторах К-49 и К-22 различных модификаций. Топливо из поплавковой камеры через главный жиклер 3 и распылитель 4 попадает в диффузор 5. С увеличением открытия дроссельной заслонки скорость воздуха перед диффузором 5 и в нем возрастает. Под действием скоростного напора воздуха упругие пластины 6 открывают отверстия между диффузором и стенками смесительной камеры, и некоторая часть воздуха проходит, минуя диффузор 5. В результате этого изменяется количество воздуха, проходящего через диффузор, а следовательно, и разрежение в нем, что влияет на количество топлива, вытекающего через главный жиклер. Пластины 6 подбирают таким образом, чтобы они открывались при определенном разрежении в диффузоре Ардя (рис. 54). До их открытия карбюратор работает как элементарный, обогащая смесь по мере открытия дроссельной заслонки (штриховая линия).
Путем подбора упругих пластин, а также проходных сечений диффузора и главного жиклера можно добиться того, что точка Я начала открытия упругих пластин будет соответствовать работе двигателя с прикрытой заслонкой при желаемом коэффициенте избытка воздуха. Как только разрежение достигнет Ардя, упругие пластины начнут открывать отверстия и пропускать часть воздуха мимо диффузора, в результате чего смесь будет постепенно обедняться (сплошная кривая). Обеднение смеси происходит до тех пор (точка Я), пока пластины полностью не откроют проходное сечение для потока воздуха, который проходит минуя диффузор 5 (см. рис. 53), а разрежение в диффузоре не станет равным Дрдя- При дальнейшем увеличении разрежения в диффузоре карбюратор работает как элементарный.
При рассмотрении работы элементарного карбюратора было установлено, что прикрытие дроссельной заслонки сопровождается уменьшением разрежения в диффузоре и, как следствие этого, значительным обеднением смеси. Поэтому, если создать карбюратор, у которого площадь проходного сечения диффузора уменьшалась бы по мере прикрытия дроссельной заслонки, то можно получить желаемый закон изменения коэффициента избытка воздуха. По принципу компенсации состава смеси такой карбюратор также относится к карбюраторам с уменьшением разрежения в диффузоре: с увеличением открытия дроссельной заслонки площадь проходного сечения диффузора увеличивается, что приводит к уменьшению разрежения в нем по сравнению с тем разрежением, которое было бы в диффузоре, если бы площадь его сечения оставалась постоянной.
По рассмотренному принципу работает карбюратор К-80. В этом карбюраторе при прикрытой дроссельной заслонке подвижные крылья 7 (см. рис. 53, г) сходятся и образуют диффузор наименьшего сечения. По мере открытия дроссельной заслонки крылья расходятся, площадь проходного сечения диффузора увеличивается по закону, обеспечивающему получение смеси необходимого состава. В карбюраторах, выполненных по схемам, изображенным на рис. 53,а-в, не достигается хорошее распыливание топлива, так как не весь воздух, поступающий в карбюратор, используется для этой цели. По указанным причинам рассмотренная схема главной дозирующей системы в настоящее время применяется редко. Исключение составляют
карбюраторы двигателей мотоциклетного типа, в которых широко используется компенсация состава смеси регулированием разрежения в диффузоре путем изменения площади его проходного сечения при одновременном изменении площади проходного сечения главного топливного жиклера.