Меню раздела

Высотный корректор


Автотракторные двигатели, эксплуатируемые в высокогорных районах, а также авиационные двигатели работают на разной высоте над уровнем моря. С подъемом на высоту наблюдается уменьшение мощности, повышение расхода топлива, а также сокращается срок службы двигателя. Причиной этого является уменьшение плотности воздуха и вызванное этим понижение его массового расхода и пере-обогащение смеси. При неизменной регулировке карбюратора коэффициент избытка воздуха изменяется с высотой согласно зависимости, где а0, рк0, коэффициенты избытка и плотности воздуха соответственно на уровне моря (Я = 0) и на высоте Я.
Как показывают опыты, при подъеме на каждые 1000 м смесь обогащается в среднем на 5-6% (рис. 68, кривая 1), а мощность двигателя снижается примерно на 10% (рис. 69). Одновременно установлено, что с увеличением высоты над уровнем моря необходимо несколько меньшее обогащение горючей смеси, чем то, которое обеспечивает обычный карбюратор (рис. 68, кривая 2). Компенсировать потерю мощности двигателя с подъемом на высоту можно различными способами: применением наддува, увеличением степени сжатия, изменением угла опережения зажигания и регулировок карбюратора.
Для предотвращения чрезмерного обогащения смеси карбюраторы двигателей, работающих на различных высотах над уровнем моря, оснащают специальными высотными корректорами состава смеси. Высотные корректоры выполняют автоматическими или с ручным управлением. При изменении высоты над уровнем моря состав смеси, приготовляемой карбюратором, корректируют следующими способами: 1) уменьшением разрежения в диффузоре у распылителя; 2) изменением площади проходного сечения главного жиклера; 3) изменением разрежения в главной дозирующей системе; 4) изменением давления в поплавковой камере.
На рис. 70 показана схема высотного корректора с ручным управлением. Корректор состоит из клапана 1, изготовленного как одно целое с зубчатой рейкой и перемещающегося по направляющему стержню 3, и шестерни 2. Водитель включает корректор с помощью рычажной передачи, поворачивающей шестерню 2, находящуюся в зацеплении с рейкой. Клапан 1 открывается, и часть воздуха через открытый клапан поступает в смесительную камеру, минуя диффузор. Вследствие этого разрежение в диффузоре уменьшается, и обогащение смеси с подъемом на высоту замедляется. Преимуществом рассмотренного корректора является простота его конструкции и возможность осуществления экономичной дозировки топлива при нормальных условиях. По этому принципу работают корректоры, устанавливаемые на двигателях автомобилей семейства ГАЗ и УАЗ, предназначенных для работы в высокогорных условиях.
Более эффективными являются корректоры, автоматически меняющие состав смеси при изменении высоты. Примером такого корректора является корректор карбюратора «Солекс», работающий по принципу изменения площади проходного сечения главного жиклера. Регулирование осуществляется профилированной иглой 4, связанной механически с сильфонным устройством 6, помещенным в корпусе 5. Игла 4 профилированной частью входит в главный жиклер 3. При изменении наружного давления сильфон деформируется и перемещает иглу, изменяя площадь проходного сечения главного жиклера и тем самым состав смеси. Карбюраторы, выполненные по этой схеме, снабжены двумя топливными жиклерами и распылителем 1. Жиклер 2 имеет постоянное сечение, а изменением площади сечения жиклера 3 осуществляют регулирование состава смеси на всех режимах работы карбюратора. При полном закрытии жиклера 2 достигается максимальное обеднение смеси. Недостатками этой схемы является сложность изготовления профилированной иглы и нарушение с течением времени регулировок карбюратора.
Схемы высотных корректоров, работающих по принципу изменения разрежения в главной дозирующей системе, приведены на рис. 72. Возможны два способа обеднения смеси в корректорах такого типа: снижение разрежения в эмульсионном колодце и уменьшение разрежения в распылителе. При изменении атмосферного давления воздушный жиклер 3 с регулируемым иглой 4 проходным сечением открывается, обедняя тем самым смесь. Площадь сечения жиклера постоянна и подобрана из условия обеспечения оптимального состава смеси на обычной высоте. Второй воздушный жиклер в нормальных условиях закрыт. Основным недостатком рассмотренных схем является сложность изготовления профилированной иглы 4.
Способ корректирования состава смеси изменением давления в поплавковой камере широко применяют в авиационных карбюраторах. Корректоры, выполненные по этой схеме, не обеспечивают равномерного регулирования состава смеси на всех режимах работы двигателя.
Если автомобиль эксплуатируется в высокогорной местности временно, то для повышения экономичности можно использовать такие мероприятия, как установка топливных жиклеров с уменьшенной пропускной способностью А отключение экономайзера на высотах свыше 1000 м. Первое мероприятие позволяет снизить расход топлива на 5-10%, а второе-на 10-15% при одновременном улучшении динамики автомобиля.