Меню раздела

Многокамерные карбюраторы


Один карбюратор, установленный на современный многоцилиндровый двигатель, не обеспечит высоких экономических и мощностных показателей автомобиля. Это обусловлено невозможностью достижения хорошего распиливания топлива при работе двигателя во всем диапазоне скоростных и нагрузочных режимов, а также неравномерностью состава и количества смеси, поступающей в отдельные цилиндры. В однокамерном карбюраторе хорошее распыливание топлива обеспечивается только в сравнительно узком Диапазоне изменения скорости воздуха в диффузоре.
Многокамерные карбюраторы выполняют с параллельным и последовательным включением камер в работу. В карбюраторах с параллельным включением камер каждая камера питает свою группу цилиндров (карбюраторы К-126Б, К-88А и др.). Дроссельные заслонки камер таких карбюраторов имеют синхронное управление. При установке двухкамерного карбюратора с параллельным включением камер топливо распределяется по цилиндрам более равномерно и несколько расширяется диапазон режимов работы, при котором обеспечивается хорошее распыливание. Однако качество распыливания топлива при использовании многокамерных карбюраторов такое же, как и при установке двух однокамерных.
Большое распространение получили двухкамерные карбюраторы с последовательным включением камер в работу (карбюраторы К-126Н, К-126П, ВАЗ-2101 и др.). На восьмицилиндровых У-образных двигателях иногда устанавливают четырехкамерные карбюраторы, которые представляют собой два соединенных карбюратора с последовательным включением камер, каждая из которых питает свою группу цилиндров (карбюратор К-114).
В двухкамерных карбюраторах основная (первичная) камера обеспечивает работу двигателя на режиме холостого хода при малых и средних нагрузках. Дополнительная (вторичная) камера включается при переходе к работе с полной нагрузкой. Обычно дополнительная камера начинает работать при открытии дроссельной заслонки основной камеры на 55-70%. Полное же включение в работу основной и дополнительной камер осуществляется одновременно.
Основные камеры, как правило, имеют меньшее проходное сечение и более высокие скорости воздуха в диффузоре. Они оборудованы всеми системами, которые имеются в однокамерных карбюраторах (главная дозирующая система, насос-ускоритель, экономайзер, эконостат, система холостого хода, автоматическое устройство пуска и прогрева и др.). Дозирующие элементы основной камеры регулируют с особой тщательностью, так как работа этой камеры определяет в основном токсичность отработавших газов и экономичность работы двигателя.
Дополнительную камеру регулируют на обогащенную смесь, что позволяет улучшить динамику автомобиля без заметного ухудшения топливной экономичности. Дополнительная камера имеет главную дозирующую систему, переходную систему, обогащающую смесь в момент включения дополнительной камеры, а иногда экономайзер и эконостат.
Дроссельные заслонки дополнительных камер имеют механический и пневматический приводы. На рис. 73 показан рычажный механизм, связывающий дроссельные заслонки 1 и 4 основной и дополнительной камер карбюратора К-114 при помощи кулисы 3 и тяги 2. Привод дроссельной заслонки основной камеры осуществляется рычагом 5. Момент вступления дополнительной камеры в работу определяется геометрическими параметрами кулисы и тяги.
Пневматический привод дроссельной заслонки дополнительной камеры (рис. 74) происходит при помощи диафрагменного механизма, верхняя полость которого соединена каналами с полостями диффузоров основной и дополнительной камер через жиклеры 7 и 8, а нижняя полость-с атмосферой. Под воздействием разрежения в диффузорах диафрагма 1 перемещается и воздействует на шток 6 и систему рычагов 2, 4, 5, связанных с дроссельной заслонкой 3 дополнительной камеры. Пневмопривод по мере изменения скоростного режима работы двигателя изменяет положение дроссельной заслонки 3 дополнительной камеры. При полном открытии дроссельной заслонки основной камеры и увеличении нагрузки частота вращения коленчатого вала уменьшается, вызывая снижение разрежения в диффузорах. Диафрагма под действием пружины перемешается вниз, и дроссельная заслонка 3 дополнительной камеры закрывается, что обусловливает повышение скорости потока воздуха через основную камеру и улучшение в результате этого распыливания топлива.
При резком закрытии дроссельной заслонки основной камеры рычаг 2 блокировки при помощи рычага 5 закрывает дроссельную заслонку дополнительной камеры, предотвращая увеличение частоты вращения вала двигателя.
Вступление в работу дополнительной камеры вызывает резкое пере-обеднение горючей смеси вследствие раздвоения потока воздуха и последующего уменьшения скорости его в диффузоре основной камеры, а также недостаточно эффективного обогащения смеси в дополнительной камере. В работе двигателя возникают «провалы», вызывающие толчки в трансмиссии и вспышки во впускной системе. Провал в работе двигателя в момент включения дополнительной камеры обычно устраняют дополнительной подачей топлива, которую осуществляют переходные системы, а также специально отрегулированные насосы-ускорители, интенсивно впрыскивающие топливо в момент включения дополнительной камеры в работу. Пневмопривод заслонки дополнительной камеры обеспечивает ее плавное включение, что ограничивает обеднение смеси.