Меню раздела

Общая схема карбюратора


Общую схему карбюратора рассмотрим на примере карбюратора ВАЗ-2105, устанавливаемого на двигателе автомобиля ВАЗ-2105 «Жигули».
Карбюратор двухкамерный, с падающим потоком, выполнен по классической схеме с пневматическим торможением потока топлива. Дроссельная заслонка основной (первичной) камеры 50 открывается при нажатии на педаль управления заслонкой, а заслонка дополнительной (вторичной) камеры 52 открывается от пневмопривода автоматически. Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, две главные дозирующие системы, диафрагменное пусковое устройство, облегчающее пуск холодного двигателя, эконостат с пневмоприводом, диафрагменный насос-ускоритель с механическим приводом, систему холостого хода, экономайзер принудительного холостого хода, переходную систему.
Карбюратор состоит из трех основных частей, выполненных из цинкового сплава методом литья под давлением: крышки 13, корпуса 51 поплавковой камеры и корпуса 55 дроссельных заслонок. Между этими частями расположены прокладки 4 и 57.
В крышке имеются два разделенных канала основной и дополнительной камер, воздушная заслонка основной камеры с пусковым устройством, игольчатый запорный клапан подачи топлива и фильтр. В корпусе 51 поплавковой камеры установлены все основные дозирующие элементы-жиклеры, эмульсионные трубки 39 и 58, малые съемные диффузоры 15 и 18, отлитые вместе с распылителями, а также диафрагменный насос-ускоритель с распылителем 17. В корпусе дроссельных заслонок находятся заслонки 49 и 53 основной и дополнительной камер, винты 45 и 43 регулировки холостого хода. На оси заслонки 49 основной камеры расположен золотник вентиляции картера. На корпусе дроссельных заслонок крепится экономайзер принудительного холостого хода.
Топливо в карбюратор (в поплавковую камеру) подается бензиновым насосом через штуцер 31, фильтр 32 и игольчатый клапан 30. Шарик 34 демпфера игольчатого клапана обеспечивает постоянный уровень топлива в камере. Регулировка уровня топлива в камере достигается отгибанием язычка поплавка 35. Для ограничения хода поплавка служит кронштейн 33 с упором.
Главные дозирующие системы включают в себя топливные жиклеры 38 и 60, эмульсионные колодцы с эмульсионными трубками 39 и 58, воздушные жиклеры 10 и 21, малые диффузоры 15 и 18 с распылителями главных дозирующих систем.
Главная дозирующая система основной камеры 50 обеспечивает работу двигателя в широком диапазоне режимов. При нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой открывается заслонка 49 основной камеры, разрежение в распылителе увеличивается, топливо в эмульсионном колодце поднимается и при достижении нижнего ряда отверстий эмульсионной трубки 39 захватывается воздухом, поступающим из эмульсионной трубки через воздушный жиклер 21, и направляется через распылитель в диффузор.
Главная дозирующая система дополнительной камеры в отличие от основной работает при открытии дроссельной заслонки дополнительной камеры пневмоприводом. Верхняя полость диафрагменного механизма пневмопривода соединяется воздушными каналами с узкой частью больших диффузоров основной и дополнительной камер через жиклеры пневмопривода.
При увеличении разрежения в больших диффузорах основной и дополнительной камер диафрагма, преодолевая усилие пружины, перемещает шток пневмопривода и при помощи рычагов открывает дроссельную заслонку дополнительной камеры. Топливо через главный топливный жиклер 60 и эмульсионный колодец вместе с воздухом из воздушного жиклера 10 поступает в распылитель и смесительную камеру.
Пневмопривод плавно включает главную дозирующую систему и автоматически регулирует положение заслонки в зависимости от скоростного режима работы двигателя. При полном открытии дроссельной заслонки основной камеры с увеличением нагрузки частота вращения коленчатого вала двигателя, а следовательно, и разрежение в камерах уменьшаются, заслонка дополнительной камеры прикрывается. Основной поток воздуха будет проходить через основную смесительную камеру, улучшая распыливание топлива.
При резком опускании педали управления дроссельной заслонкой заслонка основной камеры закрывается, и рычаг принудительно закрывает дроссельную заслонку дополнительной камеры, предотвращая увеличение частоты вращения в этот момент.
Возможность возникновения автоколебаний механизма пневмопривода ограничена вследствие соединения полости над диафрагмой с диффузорами дополнительной и основной камер. Отсутствие «провалов» в работе двигателя в начале открытия дроссельной заслонки дополнительной камеры обеспечивает переходная система. В момент начала открытия заслонки 53 в отверстиях 54 создается разрежение, и топливо из эмульсионного колодца через топливный канал, топливный жиклер 6 переходной системы, смешиваясь с воздухом из жиклера 8, поступает по эмульсионному каналу в отверстия 54, обогащая горючую смесь.
Эконостат, имеющий независимое питание из поплавковой камеры, соединен с дополнительной смесительной камерой и вступает в работу при полностью открытых дроссельных заслонках при работе двигателя на скоростных режимах, близких к максимальным.
При открытых дроссельных заслонках значительно возрастает разрежение в малом диффузоре и распылителе 12 эконостата. Топливо из поплавковой камеры 5 поступает по каналу через жиклер 9 эконостата в каналы крышки поплавковой камеры. Через воздушный жиклер 7 эконостата к топливу подмешивается воздух. Далее эмульсия поступает по каналу через эмульсионный жиклер 11 эконостата в распылитель 12 и диффузор 15, обогащая горючую смесь.
Насос-ускоритель диафрагменного типа приводится от кулачка на оси дроссельной заслонки основной камеры. Насос установлен около поплавковой камеры на вертикальном фланце. При резком открытии дроссельной заслонки 49 кулачок нажимает на рычаг 1 и через пружину в толкателе действует на диафрагму 63, преодолевая сопротивление возвратной пружины. Диафрагма подает топливо по топливному каналу 59, и оно впрыскивается через распылитель в основную камеру. Часть топлива перепускается через перепускной жиклер 62 обратно в поплавковую камеру. При обратном ходе диафрагмы под действием возвратной пружины топливо из поплавковой камеры засасывается через жиклер 62 и впускной клапан 61 в насос-ускоритель. Профиль кулачка обеспечивает двойное впрыскивание; второе впрыскивание совпадает с началом открытия дроссельной заслонки дополнительной камеры.
Система холостого хода включает в себя топливный и эмульсионный каналы, жиклеры 36 и 37, экономайзер с иглой 44, регулировочные винты 43 и 45, пневмоклапан 40, соединенный воздушными шлангами с экономайзером и впускным . трубопроводом.
При работе двигателя на режиме холостого хода дроссельная заслонка 49 основной камеры прикрыта, отверстия 48 располагаются выше заслонки, пневмоклапан 40 с электронным управлением открыт, разрежение из впускного трубопровода передается в полость диафрагмы экономайзера. Регулируемое сечение канала 47 под действием диафрагмы экономайзера открыто. Разрежение за дроссельной заслонкой 49 передается через это отверстие по эмульсионным каналам к топливному жиклеру 36 системы холостого хода. Топливо под действием разрежения вытекает через топливный жиклер, смешивается с воздухом, поступающим через воздушный жиклер 37 системы холостого хода, проходит по эмульсионному каналу, где к нему вновь подмешивается воздух через отверстия 48. Далее эмульсия попадает под регулировочный винт 45 качества смеси, под иглу 44 экономайзера и за дроссельную заслонку. Часть эмульсии поступает через жиклер по каналу, минуя винт качества смеси, в результате чего уменьшается чувствительность регулировки винта качества и облегчается процесс регулировки холостого хода. Наличие отверстий 48 обусловливает отсутствие провалов в работе двигателя в момент открытия дроссельной заслонки, когда через них также поступает эмульсия. Экономайзер принудительного холостого хода отключает подачу топлива при работе двигателя на режиме принудительного холостого хода, исключая выбросы в атмосферу окиси углерода и углеводородов.
При открытии дроссельной заслонки основной камеры рычаг привода освобождает рычажок микропереключателя, который подает напряжение на пневмоклапан. Одновременно напряжение на пневмоклапан подает и электронный блок управления. При достижении двигателем 1600-1680 об/мин электронный блок отключается, но пневмоклапан остается включенным благодаря микропереключателю. На режиме принудительного холостого хода резко закрывается дроссельная заслонка, рычаг привода нажимает на рычажок микропереключателя и включает его. В результате пневмоклапан отключается, и игла 44 экономайзера закрывает выход эмульсии. После снижения частоты вращения до 1200-1260 об/мин включается электронный блок управления, вновь открывается пневмоклапан, и двигатель начинает работать.
При выключении зажигания отключается питание электрическим током, пневмоклапан закрывается,, и прекращается подача эмульсии под иглу экономайзера принудительного холостого хода.
Пневмоклапан с электромагнитным управлением открывается при подаче тока в обмотку. Микропереключатель, прикрепленный к карбюратору винтами, выключается рычагом управления дроссельными заслонками (при опущенной педали).
Пусковое устройство обеспечивает пуск холодного двигателя. Устройство состоит из воздушной заслонки 19 над основной камерой, трехплечего рычага привода воздушной заслонки, телескопической тяги, тяги привода дроссельной заслонки и диафрагменного пускового устройства. Рычаг соединен тягой с кнопкой ручного управления, расположенной в салоне автомобиля под панелью приборов.
При вытягивании кнопки трехплечий рычаг, поворачиваясь вокруг своей оси, через тягу приоткрывает дроссельную заслонку основной камеры. Телескопическая тяга действует на рычаг воздушной заслонки и закрывает ее. Тяга 25, соединенная с рычагом воздушной заслонки, перемещается по пазу штока 25 и занимает крайнее левое положение. При первых вспышках в цилиндрах двигателя и последующей работе на режиме холостого хода разрежение из задроссельного пространства по воздушному каналу передается в полость диафрагменного механизма. Диафрагма 26, действуя на шток 25, тягу 23 и рычаг, приоткрывает воздушную заслонку, обеспечивая необходимый состав горючей смеси. Пружина в телескопической тяге позволяет воздушной заслонке занимать промежуточные положения в зависимости от разрежения в задроссельном пространстве. По мере прогрева двигателя воздушная заслонка открывается вручную кнопкой из салона автомобиля.