Меню раздела

Жиклеры и распылители


Жиклеры, устанавливаемые в карбюраторах, делят на топливные и воздушные. Основное требование, предъявляемое к жиклерам-сохранение неизменной по времени зависимости расхода от перепада давлений до и после жиклера.
Перед установкой в карбюратор жиклеры градуируют на специальных проливочных установках. При проливке измеряют количество воды (в см3), истекающей из жиклера в течение 1 мин под давлением 10 кПа и при температуре 20°С. Учитывая, что градуировку производят обычно только при одном давлении, необходимо, чтобы конструкция жиклера обеспечивала независимость его характеристики от точности изготовления. В случае неудачной конструкции небольшие различия в форме вызывают у жиклеров, имеющих одинаковые расходы на стандартном режиме, большие различия в расходах при работе на других режимах.
Пропускную способность жиклеров можно рассчитать, если известна зависимость коэффициента расхода жиклера от перепада давлений. Обычно пропускную способность жиклеров не рассчитывают, а экспериментально определяют их необходимые размеры и форму. Это обусловлено трудностью оценки коэффициента расхода жиклера в результате больших колебаний расхода вследствие изменения размеров, формы или частоты поверхности в пределах допусков.
По точности изготовления жиклеры делят на три класса. Предельные отклонения расхода по первому классу составляют приблизительно 1,-1,5%, по второму-около 2-2,5% и по третьему-примерно 4-5%, включая погрешность прибора, которая должна быть в пределах ±1% номинального расхода.
Расходы жиклеров главной дозирующей системы большинства отечественных карбюраторов составляют 150-640 см3/мин; жиклеров системы холостого хода 50-135 см3/мин; жиклеров экономайзера 90-480 см3/мин. Соотношения расходов жиклеров обусловлены конструкцией элементов карбюратора.
Различают европейский и американский методы получения нагрузочных характеристик при доводке карбюраторов с компенсацией состава смеси уменьшением разрежения у жиклера. Европейский метод характеризуется применением воздушных жиклеров в главной дозирующей системе относительно большого диаметра (1,5-2 мм и более). В этом случае разрежение перед жиклером системы холостого хода при прикрытой дроссельной заслонке и при значительном открытии ее, остается достаточно большим для того, чтобы происходило истечение топлива через систему холостого хода, т. е. система холостого хода является дополнительной системой компенсации.
При американском методе используют воздушные жиклеры относительно малого диаметра (не более 1 мм). В этом случае система холостого хода выключается еще при прикрытой дроссельной заслонке, так как разрежение перед главным жиклером начинает превышать разрежение перед жиклером холостого хода. В качестве дополнительной корректирующей системы, предотвращающей пере-обеднение горючей смеси («пере-компенсацию»), в этих карбюраторах обычно применяют экономайзеры с пневмоприводом. Европейский метод, помимо получения более точных нагрузочных характеристик, позволяет использовать в главной дозирующей системе топливные и воздушные жиклеры с большой площадью проходного сечения, что целесообразно с точки зрения производства и эксплуатации.
Конструкции жиклеров и распылителей отличаются многообразием. На рис. 79 изображены наиболее типичные схемы жиклеров. Жиклеры в виде пробок, устанавливаемые в поплавковых камерах или в каналах, применяют в большинстве карбюраторов. Жиклеры с острой входной кромкой имеют коэффициент расхода, мало изменяющийся в зависимости от разрежения. Однако они неудобны в эксплуатации, так как при малейшем затуплении острой кромки их коэффициент расхода резко меняется. Отношение длины канала жиклера к его диаметру 1/(1 в современных карбюраторах выбирают обычно больше двух, так как при меньших значениях коэффициент расхода в значительной степени зависит от этого отношения.
На рис. 79, в показан блок из двух жиклеров. В настоящее время такую конструкцию применяют очень редко, так как трудно подобрать жиклеры и велико число бракуемых жиклеров при изготовлении. Кроме того, требуется специальная регулировка жиклеров, которую осуществляют иглой, используемой для сезонной регулировки карбюратора.
Жиклер, представленный на рис. 79, г, изготовлен вместе с эмульсионной трубкой. Наличие большого числа отверстий малого диаметра вызывает трудности в эксплуатации, особенно при применении топлив, склонных к смолообразованию.
Имеются конструкции, в которых для улучшения смесеобразования распылители устанавливают в центре диффузора. При этом используют поперечную траверсу, располагаемую до диффузора, после него или выполненную как одно целое с малым диффузором. Считают, что во втором случае происходит стабилизация потока смеси.
Мотоциклетные карбюраторы, как правило, имеют главные жиклеры переменного сечения, расход топлива через которые определяется не только разрежением, но и площадью кольцевого сечения между иглой и распылителем. При одном и том же положении дроссельного золотника положение иглы может быть отрегулировано штифтом, соединяющим иглу с золотником в верхней части иглы. Когда игла находится в верхнем положении, расход определяет главный жиклер, а не распылитель. Расход топлива при этом повышается на 15-20%, и главный жиклер является экономайзером.
На рис. 79, ж показаны жиклеры карбюратора фирмы Вебер. Большим преимуществом конструкции следует считать возможность осмотра и прочистки жиклеров без разборки карбюратора и без слива топлива из поплавковой камеры. Жиклеры запрессованы в резьбовую пробку, ввертываемую в корпус через отверстие в крышке поплавковой камеры.
Типичная конструкция воздушного жиклера приведена на рис. 79, г. В современных карбюраторах воздушные и топливные жиклеры часто делают одинаковой конструкции.