Меню раздела

Элементы смазочной системы


Маслосборники. Масло, стекающее со смазываемых поверхностей, собирается в рамах и поддонах, закрывающих картер двигателя, а если картер расположен над цилиндрами-в специальных карманах и лотках-маслоуловителях, куда масло попадает при вытекании из зазоров подшипников и полостей поршней.
Мокрые картеры имеют успокоители уровня масла в виде горизонтальных и вертикальных листов и сеток и местные углубления, в которых размещаются маслоприемники масляных насосов. В маслосборниках сухих картеров делают углубления для маслоприемников с сетками, отделяющими пену и предотвращающими попадание в маслоприемники посторонних предметов (инструмент, крепежные детали, обломки металла, обтирочные материалы).
Картерное пространство двигателя для устранения повышенного давления сообщают с атмосферой специальным устройством (сапуном), препятствующим выбрасыванию масляного тумана, или оборудуют устройствами для принудительной вентиляции картера (рис. 240). Отсос из картера газообразных продуктов сгорания и паров попадающего в картер топлива и заполнение картера холодным чистым воздухом способствуют повышению срока службы масла и уменьшают опасность взрыва в картере. В дизелях большой мощности опасность взрыва в картерах особенно велика вследствие их большого объема и длительной непрерывной работы. Крышки смотровых люков картеров таких двигателей снабжают автоматическими предохранительными клапанами, открывающимися при повышении давления в картере на 0,01-0,02 МПа. Это предупреждает разрушения и устраняет опасность для обслуживающего двигатель персонала. После вспышки клапаны автоматически закрываются. Проходные сечения клапанов выбирают из расчета 0,10-0,12 см2 на 1 л объема картера.
Маслосборники должны иметь отверстия с пробками для слива масла.
Маслоприемники. Маслоприемники двигателей с сухими картерами, располагаемые по концам картера, представляют собой трубы, соединенные с отсасывающими секциями насосов. Приемные концы труб отгибают в сторону днища маслосборника. В двигателях с мокрыми картерами маслоприемники имеют вид опрокинутых в масло чаш или тарелок с сетками, из-под которых и забирается масло (см. рис. 230 и 240), что устраняет засасывание пены и перебои в подаче масла.
В транспортных двигателях широко применяются плавающие маслоприемники, исключающие возможность засасывания со дна поддона отстоявшихся грязи и воды. Для обеспечения плавучести маслоприемника в нем предусматривают воздушную полость, а соединение его с насосом или маслопроводом выполняют подвижным.
Маслопроводы. Наружные и внутренние маслопроводы двигателей изготовляют из стальных и медных труб, закрепляемых на корпусных деталях и в соединяемых элементах смазочной системы. Преимуществами медных труб являются большая теплопроводность и меньшая опасность появления трещин под действием вибраций, однако использование их ограничивается из-за высокой стоимости.
Маслопроводы могут быть выполнены еще двумя способами: сверлением каналов в стенках корпусных деталей или закладкой в литейную форму последних предварительно смонтированной системы маслопроводов из труб. При втором способе выполнения маслопроводов значительно уменьшаются трудоемкость и стоимость изготовления двигателей.
Сечения маслопроводов выбирают по расчетным скоростям течения масла, равным 1-6 м/с (большие скорости для форсированных быстроходных двигателей).
Масляные баки. Баки сваривают из листовой стали, латуни или дюралюминия толщиной 0,8-10 мм в зависимости от размеров бака. Их форма может быть самой разнообразной и определяется условиями размещения баков и производственно-технологическими соображениями. Баки имеют заливные и сливные отверстия, используемые также для их промывки, и устройства для сообщения полости бака с атмосферой. Масляные цистерны судовых двигателей нередко разделяют перегородками на отсеки, оборудованные перепускными и подогревающими устройствами.
Контрольные и другие устройства. В смазочных системах контролируются давления (в главной масляной магистрали или на других участках системы), перепады давления в фильтрах и охладителях, температуры (в основном баке, на выходе из двигателя, иногда до и после охладителей), уровни масла в баках и картерах.
Для измерения температур используют дистанционные термометры. Давления измеряют пружинными и мембранными манометрами с гидравлической или электрической передачей импульса к показывающему прибору; сопротивления фильтров измеряют дифференциальными манометрами.
Для определения уровня масла в мокрых картерах и баках применяют мерные линейки с метками минимального и максимального количества масла, поплавковые устройства, масломерные стекла (в стационарных установках), пневматические или электрические указатели.
Контрольные приборы часто связывают с системами звуковой или световой сигнализации или автоматизированной защиты двигателя, выключающей его при нарушениях нормальной работы смазочной системы.
В смазочных системах широко применяют регуляторы температуры масла, позволяющие поддерживать температуру постоянной независимо от режима работы двигателя. Некоторые узлы двигателя (вентиляторы системы охлаждения, водяные насосы, приводы тахометров), не требующие обильного постоянного смазывания, смазывают консистентным смазочным материалом, для чего их оборудуют колпачковыми и автоматическими масленками.
Для того чтобы при пуске двигателей предупредить возникновение задиров на трущихся поверхностях деталей, а также обеспечить необходимую последовательность операций, в смазочной системе предварительно создают давление. Для этого применяют прокачивающие масляные насосы (шестеренные, винтовые, лопастные) с ручным или электрическим приводом, автоматически отключаемые от двигателя после его пуска.
Для уменьшения крутящего момента при пуске двигателя и обеспечения циркуляции масла при первых числах оборотов коленчатого вала применяют подогрев масла в картерах или баках (электрический, водяной или паровой), для чего смазочные системы оборудуют необходимыми устройствами.