Двигатели
внутреннего сгорания

 
         

 

Главная
Основы конструирования
Расчеты
Силы и моменты
Поршневая группа
Шатуны и штоки
Коленчатые валы
Подшипники
Система газораспределения
Корпусные детали
Анализ конструкции
Устройство и
принцип действия

КШМ
ГРМ
Система смазки
Система охлаждения
Система питания
Система зажигания
Пуск двигателей
Увеличение мощности
Разное

БАТАРЕЙНОЕ ЗАЖИГАНИЕ

Схема батарейного зажигания, показанная на рис. 8.1, является типичной однопроводной системой соединения источников тока с потребителями, когда вторым проводом служит металлическая масса самого автомобиля, а источники питания —генератор и аккумулятор—включены параллельно. При пуске и на режиме работы с малой частотой вращения вала питание осуществляется от батареи, а на средних и больших скоростях включается генератор. Пусковой электродвигатель постоянного тока (стартер), обеспечивающий проворачивание коленчатого вала, не относится к элементам системы зажигания, но управляется через замок (выключатель) 15.
Катушка зажигания 14 представляет собой сердечник, набранный из отдельных пластин трансформаторного железа, изолированных друг от друга, и двух обмоток: толстой ЫЩ0,72 мм) первичной 13 с небольшим числом витков и тонкой фф0,07 мм) вторичной 12 с большим числом витков. Первичная обмотка одним концом через зажим Р соединена с клеммой 11 прерывателя, а другим — через зажим ВК, добавочное .сопротивление 18, зажим ВКБ и контакты 16, 17 замка 15 с источником тока. Вторичная обмотка 12 одним концом присоединена к первичной, а вторым —выведена к разносной пластине 4 бегунка (ротора) распределителя через центральный ввод, т. е. имеет автотрансформаторную связь с обмоткой 13. В электронных системах зажигания применяют трансформаторную связь, когда обмотка 12 имеет два самостоятельных вывода.
Прерыватель тока низкого напряжения имеет два контакта: неподвижный  и подвижный. Первый из них приклепан к стойке (наковальне), соединенной с массой, а второй закреплен на рычажке (молоточке) 10, изолированном от массы. Молоточек нагружен пластинчатой пружиной и соединен с зажимом 11 сети зажигания. При вращении кулачка 6 контакты 7 и 8 периодически размыкаются и замыкаются. Когда зажигание включено и контакты прерывателя замкнуты, ток от плюсового зажима батареи 22 идет через зажим 19, выключатель зажигания 15 и добавочный резистор 18 в первичную обмотку катушки 14, далее на замкнутые контакты прерывателя и массу, по которой он возвращается к минусовому зажиму батареи 22. В результате прохождения тока в катушке возникает постоянное магнитное поле, силовые линии которого замыкаются через ее сердечник и пронизывают витки обеих обмоток. Но в момент размыкания контактов силовые линии исчезающего магнитного поля пересекают витки обмоток, вследствие чего в них индуктируется ток, значение электродвижущей силы которого пропорционально скорости изменения магнитного потока.
Ток высокого напряжения из обмотки 12 по центральному проводу высокого напряжения и подавительный резистор 5 поступает на разносную пластину 4 распределителя, проскакивает в виде искры на неподвижный электрод 3 и через резистор 2 поступает на центральный электрод свечи 1, откуда, пробивая искровой промежуток, проскакивает на боковой ее электрод и через массу автомобиля, батарею 22, выключатель 15, резистор 18, обмотку 13 возвращаемся в дбмотку 12,

При размыкании контактов прерывателя и исчезновении магнитного Потока в сёрдечнике катушки зажигания в первичной обмотке. возникает ток самоиндукции, э.д. с. которого достигает. 200—300 В. й Он имеет одинаковое направление с первичным током, что затягивает время его исчезновения и вызывает появление дуги между контактами прерывателя, а следовательно, и быстрое обгорание кон-| тактов. Чтобы устранить вредное действие э.д.с. самоиндукции,
параллельно контактам прерывателя включают конденсатор 9. [„ Конденсатор изготовлен из двух тонких алюминиевых лент (об-I кладок), изолированных друг от друга специальной бумажной лентой. Одна из обкладок присоединяется к металлическому кожуху конденсатора, а вторая — выводится на изолированный контакт 11 прерывателя-распределителя. В момент размыкания контактов ток самоиндукции-из первичной обмотки отводится в конденсатор и заряжает-его. Вследствие этого образование дуги почти полностью устраняется*, а скорость убывания тока в первичной обмотке резко возрастает. Разряжается конденсатор через первичную обмотку при разомкнутых контактах.-
Добавочное сопротивление (резистор) 18 включают последовательно с первичной обмоткой катушки 14. При пуске двигателя стартером, когда падение напряжения на зажимай батареи неизбежно, резистор автоматически отключается с помощью пружинной контактной пластины 20 и подвижного контакта 21, вмонтированных в тяговое реле стартера. Поэтому ток от. батареи подводится непосредственно к зажиму ВК катушки зажигания 14 и рабочее напряжение в ее обмотках повышается, что необходимо для успешного пуска холодного двигателя.
Прерыватель-распределитель рассматриваемой системы (рис. 8.2) состоит из чугунного корпуса 2, в котором на двух медно-графитовых втулках установлен вал 1 с шипом на. нижнем кон- . це. для привода его. во вращательное движение. В 'средней части корпуса расположены неподвижный-диск3, скрепленный с корпусом, и подвижный 4, несущий контакты 16 прерывателя, смонтированные на отдельной пластине 28, имеющей стойку (наковальню) под неподвижный контакт и ось '29 для рычажка (молоточка) подвижного контакта. На молоточек наклепана текстолитовая подушечка 14, входящая в соприкосновение с кулачком. 6, который через втулку 5 связан с валом 1 привода с возможностью углового смещения относительно вала 1. В замкнутом состоянии контакты удерживаются плоской пружиной, закрепляемой на молоточке и подвижном диске 4. С массой последний соединен проводом 24, а все элементы подвижного контакта изолированы от массы и отдельным проводом выведены в сеть низкого напряжения через изолированный от корпуса зажим 18. Контакты изготовляют из вольфрама и устанавливают между ними зазор в разомкнутом состоя-, нии приблизительно 0,4 мм|с помощыоИ винта — эксцентрика 27, после чего пластину 28 стопорят на диске 4 винтом 15.
Малогабаритный конденсатор 19 размещен в корпусе распределителя. Корпус закрывают строго фиксируемой карболитовой крышкой 8,- имеющей выходные латунные контакты 11 и гнезда 9 под провода высокого напряжения, соединяющие распределитель с катушкой и свечами зажигания.
На вал 1 напрессовывают пластину 13, имеющую две шпильки-оси для грузиков 12. На ве"рхний более тонкий конец вала свободно надевается втулка 5 кулачка 6 с напрессованной на нее пластинкой 30, в которой прорезаны два паза^под штифты 31 грузиков 12. В исходном положении грузики удерживаются двумя пружинами 32. Следовательно, кулачок 6 может совершать угловые перемещения относительно вала 1. При увеличении частоты враще-* ния грузики 12 под действием центробежной силы, преодолевая
усилие пружин 32, расходятся в стороны и своими штифтами 31 через пластину 30 несколько поворачивают' кулачок'6 относительно вала 1 в направлении4его вращения. В результате размыкание кон- * тактов прерывателя происходит раньше принятого установочного угла опережения в ^пределе до 20—40° по углу поворота вала двигателя.         Л '
Диск 4 прерывателя смонтирован так, что тяга 23 вакуумного автомата 21 может поворачивать его на некоторый угол относительно неподвижного диска 3, причем для уменьшения потерь на трение между ними устанавливают, шарикоподшипник. Вакуумный автомат разделен на две полости диафрагмой 20, нагруженной пружиной 22. Наружная его полость соединяется тонкой медной трубочкой, которая открытым ее концом выходит в смесительную камеру карбюратора над самой кромкой._дроссельной заслонки. Поэтому разрежение в этой полости автомата изменяется вместе с изменением величины открытия дроссельной заслонки, т. е. зависит от нагрузки двигателя. При уменьшении нагрузки диафрагма 20 под действием атмосферного давления деформируется и, преодолевая усилие пружины 22, с помощью тяги 23 поворачивает диск 4 на некоторый угол против направления вращения кулачка 6. В результате размыкание контактов 16 происходит раньше принятого  установочного момента в пределе до 20—26°.
При настройке системы на установочный (исходный) угол опережения зажигания используют октан-корректор. Его шкалу с ценой деления 2° размещают на пластине 25 (с указанием знаков «+», «—»), которую крепят к корпусу двигателя, а указатель закрепляют на корпусе распределителя.'- Угол опережения при этом можно изменять в пределах ±12° путем поворота корпуса распределителя в нужную' сторону с помощью двух фасонных гаек 26.
Бегунок 7 (карболитовый) с токоразносной пластиной плотно надевают на верхнюю часть втулки 5 кулачка 6 и фиксируют относительно последней предусмотренным для этого выступом. С гнездом 9 центрального провода высокого напряжения он соединен через контакт-уголок 10 и его пружину. Кулачок 6 смазывают и одновременно очищают от пыли с помощью фетровой щетки 17, периодически пропитываемой жидким маслом.

1 2 3 4

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 



  Разработано специально для liciss.ru, все права защищены.
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.